ТЕМА 2.1. Анализ производственных результатов

Независимо от отраслевой принадлежности анализируемого предприятия, в число его основных функций входит производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, государства, сотрудников, местного сообщества, поскольку выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют в конечном итоге всем достичь своих финансовых целей.

Объем продукции один из важнейших показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Анализ хозяйственной деятельности любого предприятия начинается с анализа объемных показателей работы. Количество выпущенной и реализованной продукции определяется материально-технической базой предприятия, его организационно-техническим уровнем, эффективностью использования производственных ресурсов. В свою очередь объем продукции влияет на все другие стороны деятельности - себестоимость и рентабельность продукции, финансовое состояние предприятия.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

1. Изучение спроса на производимую продукцию; оценка выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

2. Проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности; степени выполнения плана производства и реализации;

3. Оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции; оптимизация объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров;

4. Выявление и количественное измерение степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

5. Разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Анализ производства продукции: оценка напряженности плана, оценка выполнения плана и динамики товарной и чистой продукции. На изменение выпуска товарной продукции в первую очередь влияют факторы, связанные с эффективностью использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов. Для того чтобы рассчитать влияние факторов первого уровня соподчинения необходимо товарную продукцию представить как произведение количественного и качественного факторов использования соответствующего ресурса. Для выявления влияния трудовых факторов – произведение среднесписочной численности промышленно-производственного персонала предприятия и среднегодовой выработки товарной продукции на одного работника; материальных – произведение суммы материальных затрат и материалоотдачи; факторов использования основных производственных фондов – произведение величины основных средств и фондоотдачи. Величину воздействия этих факторов на выпуск товарной продукции можно определить одним из приемов элиминирования.

Основным результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке. Анализ реализации продукции: оценка динамики реализации, анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, оценка влияния факторов, оценка динамики коэффициента реализации. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Основными факторами, влияющими на объем реализации являются: изменение объема выпуска товарной продукции; изменение остатков готовой продукции на складе предприятия и товаров отгруженных, но не оплаченных покупателем; фактор цен.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производст­ва, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами. Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловли­вающих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это стандартная формулировка. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Ритмичность работы предприятия характеризуется ритмичностью выпуска и реализации. Ритмичной считается такая работа, при которой выпуск и реализация продукции осуществляется по установленному графику. Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции в каждую декаду (месяц), к месячному (квартальному) выпуску, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Анализ ритмичности работы предприятия направлен на расчет упущенной возможности по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Сумму возможного увеличения товарной продукции следует считать резервом, который предпри­ятие должно использовать в последующей работе.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается анализ производства продукции?

2. Факторы первого уровня, влияющие на динамику товарной продукции? Способы расчета их количественного влияния?

3. В чем заключается анализ реализации продукции?

4. Факторы, влияющие на динамику объема реализации?

5. Методы анализа влияния структурных сдвигов на объемные показатели?

6. Показатели ритмичности работы предприятия: прямые, косвенные?

7. На что направлен анализ ритмичности работы предприятия?

8. Расчет влияния изменения качества продукции на стоимостные показатели?

9. Показатели качества продукции?

10. Резервы роста объема производства и реализации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: