ТЕМА 2.2. Анализ экономических (финансовых) результатов

Основными задачами экономического анализа финансовых результатов являются:

1. Анализ динамики и структуры показателей прибыли, выполнения плана по прибыли;

2. Выявление и количественное измерение действия различных факторов на прибыль;

3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции;

4. Оценка обоснованности образования и распределения фактической величины прибылей: анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности; анализ и оценка использования чистой прибыли;

5. Анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;

6. Изучение качества прибыли;

7. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли, то есть маржинальный анализ;

8. Анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты;

9. Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптими­зации объемов производства и издержек и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Общий финансовый результат отчетного периода – балансовая прибыль (прибыль или убыток до налогообложения - строка 140) отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продаж продукции (работ, услуг), результата от финансовой и прочей деятельности, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Это не что иное, как «бухгалтерская» прибыль или «бухгалтерский «убыток».

Оставшаяся прибыль после ее налогообложения и выплат дивидендов собственникам, процентов кредиторам есть чистый конечный финансовый результат предприятия для его производственного и социального развития. Чтобы получить чистую прибыль (строка 190), из прибыли до налогообложения (строка 140) надо вычесть текущий налог на прибыль, откорректированный на сумму отложенных налоговых обязательств и активов.

Сумма чистой прибыли зависит от установленных законодательством Российской Федерации льгот и ставок налога на прибыль. Использование чистой прибыли производится согласно учредительным документам.

Анализ балансовой прибыли начинается с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих, т.е. проводится горизонтальный анализ. Далее выявляются структурные изменения в составе балансовой прибыли с помощью вертикального анализа. Оценивается роль факторов в формировании результативного показателя.

Более глубокий анализ предполагает исследование состава и структуры каждого элемента балансовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.

На величину прибыли оказывают влияние все факторы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину влияния можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно. Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешне-экономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внешние факторы отличаются от внутренних тем, что предприятие лишь может иметь о них информацию, но не может их контролировать. Внутренние факторы поддаются контролю со стороны предприятия.

Внутренние факторы в свою очередь можно подразделить на три группы: 1) факторы, выделяемые по принципу степени соподчиненности; 2) факторы учетной политики; 3) факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины. Внутренние факторы, влияющие на финансовые результаты, по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка.

К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации (продажи); процентов к получению (уплате); прочих операционных доходов (расходов); прочих внереализационных доходов (расходов).

Факторами второго порядка, влияющими на балансовую прибыль, являются: объем реализованной продукции; структура реализованной продукции; себестоимость продукции; цены на продукцию. Эти факторы в первую очередь оказывают влияние на динамику прибыли от основной деятельности предприятия, т.е. прибыль от реализации, а, следовательно, и на балансовую прибыль.

Факторы учетной политики: методы учета выручки, затрат, оценки запасов, нематериальных активов, начисления амортизации внеоборотных активов, своевременное списание безнадежных долгов и др. Учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.

Исходным моментом в расчете показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации продукции доминирует в составе общих поступлений. Она характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия и начало нового витка в обороте всех средств. Изменение в объеме реализации оказывает наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Прибыль (убыток) от продаж является результатом основной деятельности предприятия и определяется как разница между выручкой нетто от продаж продукции и затратами на ее производство и реализацию. В литературе предлагается ряд методик факторного анализа прибыли от реализации.

Вопросы для самопроверки

1. Внешние факторы, влияющие на динамику прибыли предприятия?

2. Какие факторы относятся к внутренним?

3. Факторы учетной политики и их влияние на динамику показателей прибыли?

4. Алгоритм расчета факторных влияний?

5. Оценка влияния факторов прямого и обратного влияния?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: