Кредитно-денежная политика

С фискальной политикой государства тесно сплетается его кредитно-денежнаяполитика. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетнаяполитика, то кредитно-денежную политику правильно называть денежной политикойили, точнее, политикой воздействия на денежную массу. Итак, кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежногообращения в стране путем непосредственного государственного воздействия иливоздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политикаобеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота,распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.Как известно, экономическую политику, проводившуюся в России на первом этаперыночных реформ в 1992-1993 годах, многие называли монетаристской, что должнобыло бы подчеркнуть ее монетарную направленность. Проводившаяся в то времяполитика была в известном смысле действительно монетарной, так как онаопиралась на либерализацию цен, регулирование денежной массы в обращении,переход к двухуровневой банковской системе со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. Но действия реформаторов в области преобразованияцентрализованного планирования, организационных структур управления, форм иотношений собственности выводили проводимую в тот период политику далеко запределы чисто монетарной.Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации,повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственнойсистемы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста.В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклическийхарактер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политикаограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основномна денежную массу.Соответственно и целевые задачи кредитно-денежной политики обладаютсвоеобразием. Это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции,стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты навнутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения вусловиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса ипредложения денег посредством банковской системы.Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связывается преждевсего с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию,способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит.И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государствоспособствует увеличению денежной массы или по крайней мере не препятствует ему,слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевыхкредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном черезцентральный банк страны.В качестве составных частей и одновременно инструментов государственнойкредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политикаопераций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспеченияликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулироватьденежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самымоказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции,товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночныйобмен, доходы и расходы субъектов рынка. Политика рефинансирования, которую называют также учетной политикой, есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии центральнымбанком посредством Процентной ставки на объем кредитных ресурсов и,соответственно, денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетнуюставку процента, в соответствии с которой он переучитывает векселя укоммерческих банков и предоставляет им кредиты. В более широком планекоммерческие банки. Приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банкаи затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Так что центральный банк способен влиять на цену кредитных денег на финансовомрынке. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку (по которой учитываютсяпроданные ему векселя коммерческих банков), центральный банк сдерживает спросна кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая учетную ставку —способствует увеличению денежной массы. Центральный банк способен такжеустанавливать ограничительные контингенты для рефинансирования, оказывая прямоевлияние на величину денежной экспансии.Политика рефинансирования представляет собой составную часть политикирегулирования процентных ставок, процентной политики, которая можетпроводиться не только центральным банком и коммерческими банками, но любыми.кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в последнемслучае имеет мести выход за пределы государственной кредитно-денежной политики.Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние. Наденежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая вкачестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссиятаких ценных бумаг в виде облигаций, казначейских обязательств становится актомгосударственной кредитно-денежной политики. Приобретая государственные ценныебумаги и организуя куплю-продажу на открытом рынке, центральный банкспособствует проведению определенной денежной политики. Продавая ценные бумаги,центральный банк изымает деньги из обращения и сужает денежную массу, а покупаяценные бумаги на открытом рынке, центральный банк расширяет денежную массу,осуществляя как бы дополнительную эмиссию.Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способнооказывать, осуществляя через центральный банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную частьсвоих активов в виде беспроцентного резерва в центральном банке. Чем выше норматакого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своимиденежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшениеденежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежноймассы в обращении. При нехватке денег в обращении следует уменьшать нормурезервирования, а при избыточности денег — увеличивать ее.Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия у них денег,эмитируемых центральным банком. Так что центральный банк, а в его лицегосударство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспеченияликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых враспоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.Несмотря на то, что государство, используя центральный банк, держит в своихруках мощные средства воздействия на денежную массу, проведения денежнойполитики, в ряде критических ситуаций оно оказывается далеко не всесильным. 2.3. Другие виды и формы государственной экономической политики Единство фискальной и кредитно-денежной политики представляет собой несущуюконструкцию государственной экономической политики в странах с рыночнойэкономикой. Однако этим не исчерпываются все виды и формы экономическойполитики. Перечислим и другие виды государственной экономической политики. Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действийгосударства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональнойструктуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения междупроизводством разных видов отраслевого продукта. Советская ортодоксальнаяэкономическая наука утверждала, что существует закон опережающего развитияпроизводства средств производства в сравнении с производством предметовпотребления и проводить экономическую политику государство обязано всоответствии с этим законом.В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призванаспособствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным свозможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны,использования прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономическойнезависимости и военной безопасности, достижения других аналогичных целей. Вэтом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая политика, ориентированная на использование в экономикедостижений научно-технического прогресса, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которыхзначительно сужается.Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная иаграрная политика. Любые крупные преобразования структуры производства связаны с потребностьювложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образуетединое целое с инвестиционной политикой, направленной на изысканиеисточников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом насоциальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенныхжизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрануокружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулированиядоходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен изих названия.Заслуживает выделения в качестве самостоятельной ветви государственнойэкономической политики внешнеэкономическая политика, распространяющаясяна область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнююторговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществлениесовместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран другдругу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические иоборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана,воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международнойбезопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственнойвнешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы,пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютныйконтроль.
 
   
3. Модели государственного регулирования рыночного равновесия

Классическая школа

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направленийэкономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений.Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до нашихдней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и вначале XIX века.Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центрэкономики и экономических исследований труд как созидательную силу истоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теориистоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономическойсвободы, либерального направления в экономике. Представители классическойшколы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли,налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародиласьэкономическая наука.Первым представителем и прародителем классической школы следует считатьанглийского экономиста Уильяма Петти (1623—1687), которого К.Маркс назвал«отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики».Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенныхпошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, чтосближает его с авторами трудовой теории стоимости.Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядомталантливых их популяризаторов и толкователей. Если не вдаваться в болеетонкий анализ, то вся так называемая классическая экономическая школа можетбыть представлена, по крайней мере, четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790),Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль(1806-1873).Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривалиэкономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.Фундаментальный труд А. Смита, увидевший свет в 1776 году, так и назывался:«Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит исходит изтого, что богатство нации воплощено в продукции, которая потребляетсянародом, населяющим данную страну. Чем больше соотношение между количествомпотребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровеньматериального богатства. Само же соотношение в свою очередь зависит от такихдвух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества напроизводительный и непроизводительный класс. Первый фактор, по А. Смиту,следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность трудаопределяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала.Следовательно, прогресс общества, рост богатства зависят, в конечном счете отуровня накопления капитала и способов его использования.Разделение труда, представляющее функциональную специализацию работников врамках отдельного предприятия, рассматривается как естественный и непременныйпуть развития производства. Чем выше степень специализации производств, темсильнее связи между ними, тем значительнее склонность к рыночному обмену.Интересно, что если, по Аристотелю, в процессе обмена обязательно выигрываетлибо продавец, либо покупатель, то, по А. Смиту, обмен одинаково выгоден ипродавцу, и покупателю. В основе цены сделки, согласно А. Смиту, лежит такназываемая стоимость, которая представляет собой не что иное, как количествотруда, затраченного на производство товара. Таким образом, чем выше степеньразделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции можетбыть произведено. Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстведолжен идти процесс перераспределения капитала между различными отраслями? А.Смит не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше ее«естественной цены», которая.определяется по затратам труда, количествопродавцов, желающих производить и продавать этот товар, возрастет и капиталбудет накопляться на предприятиях, производящих именно этот товар. Такимобразом, «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капиталав нужных размерах и нужном направлении. Интересно, что при такой трактовкехозяйственной жизни всякие действия, правительств по экономическомурегулированию следует оценивать лишь негативно, так как они нарушаютэффективную работу «невидимой руки» рынка и приводят к Замедлению процессанакопления капитала и как результат — к снижению производительности труда.«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства довысшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость вуправлении; все остальное сделает естественный ход вещей», — писал А. Смит.Отсюда со времени А. Смита и до наших дней пользуется популярностью девизпроведения экономической политики по принципу «laisses fair», что означает«пусть все идет само собой, естественным образом, без внешнего принуждения».Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основесвободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.О том, насколько многогранным было проникновение А. Смита в экономическуютеорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда «Исследование оприроде и причинах богатства народов», состоящего из пяти книг:1. «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии скоторым его продукт естественным образом распределяется между классамиНарода».2. «О природе капитала, его накоплении и применении».3. «О развитии благосостояния у разных народов».4. «О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)».5. «О доходах государя или государства (учение о финансах)».Адам Смит не только вписал свое имя золотыми буквами в историю экономическойнауки, но и вошел в нее как первооткрыватель, заслуживший титул «отцаэкономики».Значение экономической концепции, предложенной А. Смитом, настолько велико,что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка ГенриБокля, автора «Истории цивилизации в Англии». Он писал: «Об Адаме Смите можносказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одногосочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либосделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей изаконодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории».Яркий, своеобразный вклад в экономическую науку внес представительклассической школы англичанин Т. Мальтус. Трактат Т. Мальтуса «Опыт о законенародонаселения», опубликованный в 1798 году, произвел и производит начитающую публику такое мощное впечатление, что дискуссии об этой работеведутся по настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельноширок: от «гениальное предвидение» до- «антинаучный бред».Т. Мальтус был не первым, кто писал о демографических проблемах, но, пожалуй,был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерностиизменения численности населения. Что касается его системы доказательств истатистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена массапретензий. В XVIII-XIX веках теория Т. Мальтуса стала известна главнымобразом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широкораспространенного тезиса о том, что путем социального реформированиячеловеческое общество может быть усовершенствовано. Для экономической женауки трактат Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые быливпоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых другихшкол.Как нам известно, А. Смит исходил из того, что материальное богатствообщества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления ичисленностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделялизучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же,связанные с закономерностями изменения численности населения, им практическине рассматривались. Эту задачу и взял на себя Т. Мальтус.С точки зрения Т. Мальтуса, существует противоречие между «инстинктомпродолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных длясельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечестворазмножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В своюочередь земледелие, а только оно производит необходимые для людей продуктыпитания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «варифметической прогрессии». Следовательно, любое увеличение объемапроизводства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличениемчисленности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношениетемпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попыткаулучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым нанет возрастающей людской массой.Относительно низкие темпы прироста продуктов питания Т. Мальтус связывает сдействием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этогозакона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных длясельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства можетрасти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельныйучасток включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат,естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чемпредыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда вцелом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологиисельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способенкомпенсировать снижение плодородия.Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению,природа через экономические процессы налагает на род человеческийограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей ТМальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья,которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету,которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и ростсмертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств ксуществованию.Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различныевыводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т. Мальтуса увидели в его теориичеловеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает квойнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т.Мальтус заложил теоретические основы политики «планирования семьи», котораяшироко используется в последние тридцать лет во многих государствах мира. Самже Т. Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно — необходимо каждомучеловеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за своюнепредусмотрительность.Еще один представитель классической школы — Д. Рикардо — не получилсистематического образования и был профессиональным биржевиком. Сколотивприличное состояние, он увлекся философскими и экономическими теориями итолько в 30 лет опубликовал свою первую работу. Самым крупным произведениемД.Рикардо стала опубликованная в 1817 году работа «Начала политическойэкономии и налогового обложения». Став в 1819 году членом парламента, онпринимал участие в разработке многих законодательных актов экономическогохарактера.Являясь строгим последователем А. Смита и Т. Мальтуса, Д. Рикардо внессущественный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблемэкономической теории, о которых в рамках данной книги говорить нет смысла.Скажем лишь об одном. Исходя из трудовой теории стоимости и общей концепцииклассического анализа, им была предложена теория «сравнительных издержек»(сравнительных.преимуществ), которая стала теоретической основой политики«фритредерства» (свободной торговли) и в современных вариантах используетсядля обоснования и разработки так называемой политики «открытой экономики».Общий смысл этой концепции состоит в том, что, если правительства различныхстран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом(пошлины, законодательные запреты на экспорт или импорт и т.д.), экономикакаждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве техтоваров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Этоприводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает болеевысокий объем производства, чем до специализации. Продавая частьдополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше техтоваров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговлиоказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странампотреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем доспециализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для созданияданного объема товаров.Практическая проблема, которая вытекала из теории «относительных издержек»,состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными методами снять большинствоограничений на внешнюю торговлю в Великобритании и, во-вторых, убедить илизаставить сделать то же самое правительства других стран, с которыми торгуютанглийские предприниматели. Нельзя сказать, что правительство Великобританиипреуспело в практической реализации теории Д.Рикардо, так как оно самопериодически вводило ограничения на импорт различных товаров, идя на поводу уразличных слоев общества. Но на официальном уровне по отношению к другимгосударствам Европы фритредерство стало своеобразным знаменем английскойполитики вХ1Х веке.Четвертый представитель классической школы — Дж.С.Милль — получилпоразительное по объему и содержанию образование и свои первые работы поэкономической теории опубликовал уже в 16 лет. Современники называли егомыслящей машиной. Дж.С.Милль служил вначале в Ост-Индской компании, затем былчленом парламента, однако все свободное время, а он работал по 14 часов всутки, уделял интеллектуальной деятельности. Им было опубликовано множестворабот по философии, социологии и экономике. Венцом его научной деятельностистала объемная книга «Принципы политической экономии» (1848), которая вовторой половине XIX века была энциклопедией и основным учебным пособием поэкономической теории в большинстве стран мира.Сам Милль старался всячески избегать упоминаний о своем вкладе в разработкуэкономической теории классического толка и видел свою задачу лишь в написанииобновленного, более систематизированного варианта работ своихпредшественников с учетом нового уровня научных знаний и передовых для еговремени идей. Поэтому многими теоретиками «Принципы политической экономии»Милля рассматриваются в лучшем случае как талантливая компиляция. Вдействительности же им было высказано много очень тонких и ценных идей,мыслей, замечаний по поводу классического наследия и заложены основы рядафундаментальных понятий и положений, которых не было у предшественников икоторые стали активно использоваться в экономических теориях уже в XX веке.Необходимо отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее иможет быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этогонаправления, однако в рамках настоящей главы мы лишь кратко характеризуемнаправление в целом. Заинтересованный читатель может познакомиться с болеедетальным анализом классического направления, обратившись к другим, болеефундаментальным исследованиям.

Кейнсианство

Выдающийся английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс (18831946)сталнастолько известным, что его именем названо целое направление в экономическойнауке, основанное на взглядах и позициях, существенно отличающихся отпроповедовавшихся другими учеными. Книга Дж-М.Кейнса «Общая теория занятостипроцента и денег» была опубликована в 1936 году и появилась как нельзявовремя. В. этот период в основных промышленно развитых странах миранаблюдалось абсолютное падение производства, рост безработицы, массовоебанкротство фирм и всеобщее недовольство. В мире стали распространятьсякоммунистические и национал социалистические идеи. Казалось бы, крахкапиталистической системы хозяйствования не за горами, и уже никто и ничто нев силах ее спасти.Положение усугублялось тем, что неоклассическая доктрина не только непредлагала рецептов улучшения ситуации, но и вовсе отрицала саму постановкувопроса о возможности более или менее продолжительного периода кризисногосостояния в экономике рыночного типа. Такое представление базировалось на такназываемом законе Дж.Сэя, в соответствии с которым «предложение всегдасоздает соответствующий спрос». Поэтому, по выводам неоклассического анализа,несоответствие между спросом и предложением в масштабах экономики в целом ибезработица могут носить лишь временный характер и вмешиваться в этот процесснет необходимости. Книга Кейнса отвергает этот тезис, обосновываянеобходимость и определяя конкретные направления регулирующего воздействия наэкономику со стороны государства.Сам Дж.Кейнс изложил свою теорию чрезвычайно тяжелым языком и без малейшейпопытки сделать свой текст понятным публике. Вот как об этом пишет один изего видных последователей П.Самуэльсон: «"Общая теория..." ужасно написаннаякнига... Она полна иллюзий и путаницы... Сама кейнсианская система изложена вней неясно... Вспышки озарения и интуиции перемежаются с нудной алгеброй.Когда ее в конце концов одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден ив то же время нов. Короче говоря, это работа гения».До сих пор идут дискуссии о том, что Кейнс имел в виду, используя тот илииной термин, но в наиболее распространенном варианте толкования этойконцепции можно выделить ее ключевые положения.По Дж.Кейнсу, экономика в целом (макроэкономика) функционирует не так, каккаждый рынок в отдельности (микроэкономика). Производство, а следовательно ипредложение, любого отдельно взятого товара может увеличиваться постоянно.Производственные же возможности хозяйства в целом ограничиваются количествомтрудовых ресурсов в данной стране. По мере того как трудовые ресурсыпостепенно включаются в процесс производства, общий объем продукцииувеличивается, но как только свободных ресурсов не остается, объемпроизводства расти перестает. Таким образом получается, что законы микроэкономики и законы макроэкономики не совпадают.До Дж.Кейнса было распространено убеждение, что по мере увеличения объемовпроизводства происходит повышение личных доходов людей, что автоматическиприводит к увеличению потребительского спроса. Если же часть денежного доходане была по каким-то причинам потрачена на потребление, эти деньги будут такили иначе потрачены на приобретение основных средств, оборудования, то естьинвестированы. Поэтому общая сумма сбереженных доходов равна сумме инвестицийв экономику.Дж.Кейнс впервые обратил внимание на то, что средний уровень доходов гражданв развитых странах мира в XX веке гораздо выше минимально необходимого уровнядоходов, поэтому экономическое поведение современных людей изменилось такимобразом, что они стремятся при росте своих доходов все большую их частьсберегать и все меньшую часть потреблять. Чем выше общая величина доходов,тем меньшая часть потребляется и большая часть сберегается. Таким образом,если спрос состоит только из потребительских расходов населения, общаявеличина его падает тем быстрее, чем быстрее растут доходы. При этомнеобходимо помнить, что сбереженные средства вовсе не обязательно будутинвестированы в полном объеме.Дело в том, что если сбережения зависят от доходов, то инвестиции в конечномитоге — от цены денег, банковских процентов ставок на кредиты. Чем болеедороги деньги, то есть чем выше ставки процента, тем меньше предпринимателиинвестируют средств. И наоборот, чем кредитные деньги дешевле, тем больше ихвкладывается в экономику. Следовательно, могут быть ситуации, когда суммасбережений не равна сумме инвестиций. Если объем инвестиций превышает объемсбережений (вследствие «разводнения денег»), в экономике возникает инфляция,если сбережений больше, чем инвестиций (вследствие складывания денег «вкубышку»), возникает безработица.Экономическое развитие дестабилизируется под влиянием рыночного механизмахозяйствования из-за тенденции к сокращению общей величины спроса, этоприводит к затовариванию рынков, последующему закрытию предприятий,сокращению рабочих мест, росту безработицы. Это в свою очередь еще большеснижает спрос, и начинается новый виток банкротств. Таким образом, рынок не всостоянии выправить создавшееся положение, и ему следует помочь справиться сэтими трудностями с помощью государственной политики. Так полагает,утверждает Дж.Кейнс.Государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержаниеустойчивого платежеспособного спроса. Так как общая величина совокупногоспроса складывается из нескольких компонентов, сокращение одного из нихдолжно быть компенсировано ростом другого. Например, если происходитсокращение потребительских расходов населения, должно произойти увеличениегосударственных расходов.При этом принципиально важно определить: как, на какие цели и в какой сфередолжны быть осуществлены государственные расходы. Если, например,правительство вкладывает средства в строительство новых промышленныхпредприятий при падающем спросе на промышленную продукцию, это может привестилишь к росту затоваривания на рынке. Так как главная проблема в экономике —это сбережения, то государственные расходы должны быть ориентированы такимобразом, чтобы вызвать у людей желание превратить свои сбережения впотребительские расходы. Возьмем, например, жилищное строительство. Еслигосударство истратит средства на стимулирование строительства жилья, этоприведет к тому, что, во-первых, предприниматели, стремясь заработать наэтом, будут вынуждены вкладывать средства не только в собственностроительство домов, но и в производство стройматериалов и строительногооборудования, строительство дорог. Дж.М.Кейнс называл это явление эффектомакселерации, имея в виду, что государственные инвестиции оживляют деловуюактивность через увеличение частных инвестиций в сопряженные проекты.Во-вторых, государственные и частные инвестиции в жилищные проекты вызовутрасходование сбереженных населением средств на потребление, что вызывает такназываемый мультипликативный эффект роста спроса и вложений. Получившие новоежилье захотят купить новую мебель, это приведет к росту спроса на дерево,породит рост доходов в мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Такимобразом, общая величина совокупного спроса вырастает. Кроме этого, Дж.М.Кейнспо иному взглянул на роль фактора бережливости в процессе экономическогоразвития. Сточки зрения классической экономической теории капиталнакапливается тем быстрее, чем более бережливы предприниматели. С точкизрения Дж.М.Кейнса, протестантская проповедь бережливости, особенно в периодыэкономических трудностей, явно неуместна, так как приводит к сокращениюпотребительских расходов и тем самым лишает доходов людей, занятых впроизводстве товаров и услуг, не потребленных имущими слоями общества(«парадокс бережливости»).Из теории Дж.М.Кейнса вытекали весьма практичные выводы. Главная задачагосударства состоит в сохранении так называемого макроэкономическогоравновесия через воздействие на совокупный спрос. Если в стране начинаетсяинфляция, это означает, что совокупный спрос излишен и он должен бытьсокращен. Ужесточая налоговый режим, проводя политику «дорогих» денег,правительство должно сократить платежеспособный спрос, и инфляцияпрекратится. Наоборот, если главная проблема в стране — это проблемабезработицы, правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредитылегкодоступными для предпринимателей (политика «дешевых» денег). Это приведетк росту совокупного спроса, созданию новых рабочих мест и снижениюбезработицы. Таким образом, кейнсианство стало теоретической основой ставшейтрадиционной на Западе системы государственного антициклическогорегулирования.Первоначально кейнсианская теория была воспринята во многих западныхгосударствах как одна из разновидностей социалистической концепции. Однаковскоре выяснилось, что между этими двумя подходами разница весьма велика.Исходя из идеи о неэффективности рыночного механизма, социалисты и Дж.М.Кейнсделали совершенно различные выводы. Социалисты предлагали ликвидироватьрыночную систему, заменив ее тотальным государственным планированием,кейнсианцы же предлагали, сохранив рыночный механизм, лишь научитьсякорректировать его методами государственной политики. Уже первые попытки напрактике реализовать отдельные положения кейнсианского учения, предпринятые впериод так называемого нового курса Ф. Рузвельта в США, широкоераспространение методов государственного регулирования в послевоенный периодпоказали, что предложенная концепция высокоэффективна в практическом плане иничего общего с социалистической доктриной не имеет.

Неоклассицизм

Борьба за умы людей между классической и маржинальной школой во второй половинеXIX века высветила ряд неразрешимых вопросов. Конфликт нарастал, и явно нужнабыла третья точка зрения, которая могла бы примирить, объединить, синтезироватьпозиции классиков и маржиналистов. Эту задачу и решила следующая концепция,которая вошла в историю под названием «неоклассический синтез» или«неоклассика». Отцом-основателем этого направления считается Альфред Маршалл - (1842—1924), главным трудом которого была книга «Принципы политическойэкономии» («Principles of economics»), вышедшая в 1890 году.Будучи учеником Дж.С.Милля, первоначально А.Маршалл был добропорядочнымсторонником классической школы, но не мог не учитывать результатовмаржинального анализа. Кроме того, тип мышления А. Маршалла заметно отличалсяот типа мышления его предшественников. Дело в том, что вся экономическаянаука была построена на принципе каузальности, то есть в основе лежалпричинно-следственный подход. И экономисты-классики и маржиналисты искалипричину ценности. У каждой из школ источник стоимости, ценности был свой, ноон обязательно был.А. Маршалл же использовал функциональный подход, смысл которого состоит втом, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. Спор о первопричине цены, откаких причин она зависит и как сама влияет на эти причины, похож на спор отом, что было раньше — яйцо или курица. Этот спор не дает результата, так какясно, что из яйца вылупляется курица, а курица снесет яйцо. Точно также ценаесть и причина и следствие. Поэтому проблема состоит не в том, чем ценаопределяется, а в том, как она изменяется и какие функции в экономикевыполняет. Поэтому задача экономической науки состоит в том, чтобы не бытьнаукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующиймеханизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования.Приведем крайне конспективное изложение сути рыночного механизма, по А.Маршаллу. Если ни покупатель, ни продавец не имеют по отношению друг к другукакой-либо власти и в процессе заключения сделок не вмешивается третья сила(например, государство), цена сделки станет результатом соглашения междупродавцом и покупателем. До заключения сделки существуют как бы две ценытовара. С одной стороны, каждый продавец хотел бы продать свой товар помаксимально высокой цене, но рискует вовсе его не продать, если цена эта неустроит покупателя. С другой стороны, покупатель хотел бы купить товар какможно дешевле, но также рискует не получить товар вовсе, если цена неподойдет продавцу. Цена продавца в своем минимальном значении определяетсязатратами на его производство, себестоимостью. Цена покупателя в своёммаксимальном значении равна предельной полезности этого товара. Торг идет дотех пор, пока цена продавца не совпадет с ценой покупателя, эта равновеснаяцена и становится ценой товара. Таким образом, цена продавца устанавливаетсяпо классическому канону, а цена покупателя — по маржинальному Реальная жецена сделки есть нечто среднее. Из этого примера видно, что в неоклассицизмепроизошел своеобразный синтез двух подходов, который дал нечто новое.Это новое состоит в том, что цена является результатом количественногосоотношения между спросом и предложением на данном рынке. Цена сделки ивеличина спроса находятся между собой в обратной зависимости: чем выше цена,тем ниже спрос, и наоборот. Цена и предложение находятся между собой в прямойзависимости: чем выше цена, тем выше предложение. При равенстве спроса ипредложения цена на мгновение перестает колебаться и становится рыночнойравновесной ценой.Любое отклонение цен от их равновесного уровня приводит к несоответствиювеличин спроса на товар и предложения товара. Это обстоятельство порождаетдвижение рыночной цены в направлении уравновешивания спроса и предложения.Цены приходят к равновесным значениям за счет того, что восстанавливаетсяравенство между спросом и предложением. Таким образом, рыночный или ценовоймеханизм способен без вмешательства извне отрегулировать уровень цен нарынках. Государство не должно вмешиваться в этот тонкий механизм, так каклюбое, даже произведенное из лучших соображений, вмешательство нарушаетбаланс сил и в конечном итоге приведет к нерациональному использованиюограниченных, редких ресурсов.А.Маршалл считал, что нарушение работы рыночного механизма может происходитьне только из-за государственного вмешательства, но также из-за того, чтопродавец может приобрести власть над рынком, относительно независимо отпокупателя формировать рыночные цены, тем самым став продавцом-монополистом.Однако он полагал, что это положение продавца не может сохраняться длительноевремя из-за конкуренции среди производителей. В реальности же экономиканачала XX века продемонстрировала рост и устойчивость монополистическихтенденций. Пожалуй, первыми, кто обратил внимание на это, были марксисты, ноони проанализировали данную проблему с точки зрения своего политическиориентированного подхода, в очередной раз предсказав конец капиталистическомустрою.В рамках неоклассической теории углубили анализ проблем ценообразования иконкуренции, предложив «теорию несовершенной конкуренции», которая неплоховписалась в схему А.Маршалла, известные ученые-экономисты Дж. Робинсон иЭ.Чемберлин. Джоан Робинсон стала к тому же самой известной в мире женщиной-экономистом. Эти авторы внесли свой вклад, изучив механизм ценообразования нарынке в зависимости от степени его монополизации.Неоклассическая теория пересмотрела точку зрения, позиции в ряде другихпроблем экономической природы. Более подробно познакомиться с вкладомнеоклассицизма позволяют учебные пособия по микроэкономике, которые сейчастрадиционно опираются на неоклассическую экономическую концепцию.К неоклассицизму тесно примыкает и так называемый неолиберализм.Неолиберализм — течение, основной принцип которого, заложенный еще АдамомСмитом, сводится к минимизации государственного воздействия на экономику ипредоставлению максимально возможной свободы действий производителям,предпринимателям, торговцам. Сторонники либерализма тяготеют к так называемойчисто рыночной экономике, подверженной минимальному государственномурегулированию. Из современных экономистов ближе всего к этому направлениюстоит Фридрих Хайек (1899—1992) и, в некоторой степени, талантливый экономисти социолог австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883—1950).Фридрих Август Хайек относится к числу ярых сторонников либерализацииэкономики, свободных рыночных отношений. Этот по происхождению австрийский, апо месту деятельности английский экономист стал ведущим поборником рыночнойэкономики в XX веке, ее проповедником. Он посвятил свои научные ипублицистические труды доказательству превосходства рыночной системы веденияхозяйства над смешанной и тем более централизованной «командной» экономикой.Хайек отважился даже в тяжелые для капиталистической экономики 30-е годыкритиковать одного из самых выдающихся экономистов в мировой истории Кейнсаза то, что последний выступал за государственное вмешательство в рыночнуюэкономику.Фридрих Хайек придавал огромное значение механизму экономическогосаморегулирования посредством свободных рыночных цен. В своей книге «Дорога крабству» (1944) ученый утверждает, что всякий отказ от экономической свободы,от рыночного ценообразования неумолимо ведет к диктатуре и к экономическомурабству. В этой написанной в остро критическом, полемическом духе книге онутверждает, что социалистические идеи государственной экономики обречены наполный провал. Подобные мысли патриарх экономического либерализма развивает ив книгах «Индивидуализм и экономический порядок», «Основной закон свободы»,«Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма».В последней из указанных работ Ф.Хайек следующим образом характеризуетконфликт между сторонниками свободного рынка и идеологами организацииэкономических взаимоотношений на основе централизованного управления:«Поскольку данный конфликт касается фактического вопроса, он должен бытьразрешен с помощью научного анализа. Научный же анализ показывает, что,следуя спонтанно складывающимся нравственным тенденциям, лежащим в основеконкурентного рыночного порядка (а эти традиции не удовлетворяют канонам инормам рационализма, принятым у большинства социалистов), мы производим инакапливаем больше знаний и богатства, чем возможно добыть и использовать вцентрализованно управляемой экономике, приверженцы коей претендуют на строгоеследование «разуму»,За настойчивость в отстаивании принципов экономической свободы даже в период,когда стала очевидной необходимость государственного регулированиякапиталистической экономики, Хайека называли экономическим динозавром. ФридрихуХайеку присуждена Нобелевская премия по экономике за 1974 год.:В практическом приложении идей неолиберализма к экономическим системам.)переходящим на рыночные рельсы, велика заслуга Людвига фон Эрхарда— творцанемецкого «экономического чуда». Его подходы к построению либеральной.рыночной экономики ярко и детально представлены в книге «Благосостояние длявсех» (1956). Есть основания утверждать, что профессор Л.Эрхард развилконцепцию рыночного хозяйства и построил собственную модель последовательногоперехода к такому хозяйству, основанную на идее приспособления кскладывающейся ситуации.Значительное влияние на экономическую теорию оказал пользующийся мировойизвестностью и широкой популярностью ученый-экономист Йозеф Шумпетер.Его книга «Теория экономического развития» (1912) неоднократно издавалась ипереиздавалась во многих странах. Шумпетер в своих экономическихисследованиях приходит к выводу, что в современной экономике главной движущейсилой ее развития является свободное предпринимательство. Это обстоятельствои позволяет считать И. Шумпетера представителем неолиберализма.Шумпетер уделяет большое внимание и считает решающим фактором экономическойдинамики обновление, включая появление новых орудий производства,технологических процессов, материалов, сырья, освоение новых рынков. Темсамым его можно считать провозвестником инноваций в экономике. В то же время,согласно Шумпетеру, огромную роль в экономике играют такие мотивыпредпринимательства, как интерес к делу, стремление к успеху, воля к победе,радость творчества.

Заключение

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономическойсистеме экономика в той или иной степени регулируется государством в лицегосударственных органов.Государство воздействует на экономику посредством законодательныхограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений,государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществлениягосударственных социальных и экономических программ.Государственное регулирование экономики может быть направлено как наограничение или даже на подавление нежелательных для общества видовэкономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками,оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерскиххозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительнойдеятельности).А также государственное регулирование экономики ставит своей главной цельюсоблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенныхслоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государствоследит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересыне были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальныхгрупп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственноерегулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрануокружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.Правильное построение как политических так и экономических рычагов управлениягосударства, ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого словапроцветающему образу жизни всех субъектов государства.

Используемая литература

1. Губанов С. Макроэкономическое регулирование. За какой модельюбудущее? //Экономист. –1992. –№62. Ионов М. Роль государства в экономике //Экономист. –1995. –№83. Лившиц А. Методы и формы государственного регулирования //Человек итруд.–1992. –№9,104. Райзберг Б.А. Курс экономики. –Инфра-М., 1997.25 ноября 98Тетенков В.А.___________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: