Тема 8 рынок в условиях несовершенной конкуренции

 

Предпосылками несовершенной конкуренции являются значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продукции, несовершенство рыночной информации. Если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Основными моделями рынка несовершенной конкуренции являются: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипу­лировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.

На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.

Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.

Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, обозначенные буквами:

а) монополия;

б) барьеры для вступления в отрасль;

в) ценовая дискриминация;

г) патенты;

д) совершенная ценовая дискриминация;

е) простая монополия;

ж) максимизация общего дохода;

з) Р > МС;

и) предельный доход;

к) несовершенная конкуренция;

л) картель;

м) концентрация рынка;

н) олигополия;

о) дифференциация продукта;

п) тайный сговор;

р) монополистическая конкуренция;

с) дуополия;

т) ценовой лидер;

у) ценовая война;

ф) «ломаная» кривая спроса.

 

1. Имеет место, когда два или более продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют на рынке.

2. Группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.

3.Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.

4. Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению о повышении цен.

5. Модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.

6. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.

7. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.

8. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм.

9. Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, продавая на рынке дифференцированный товар.

10. Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

11. Фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.

12. Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.

13. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей.

14. Законодательные ограничения на занятия для отдельных профессий и сфер производства.

15. Меньше рыночной цены продукта в случае простой монополии.

16. Исчезает при совершенной ценовой дискриминации.

17.Исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.

18. Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.

19. Имеет место, когда монополия может продавать каждую единицу своего продукта по ее цене спроса.

20. Достигается, когда MR = 0; ценовая эластичность спроса = -1.

УПРАЖНЕНИЯ

I. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры — совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; монопсония:

1) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

2) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

3) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;

4) несколько крупных фирм функционируют на рынке угледобывающего оборудования;

5) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

6) единственная фирма производит штурманские приборы.

 

II. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержки каждой фирмы (таблица 8.1):

1. Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

2. Если сохранится данное предложение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

3. Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

4. Есть ли у каждой из этих фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

 

Таблица 8.1

Цена (д.е.) Объем спроса (ед.) Объем выпуска (ед.) Общие издержки (д.е.)
       
       
       
       
       

 

III. Определите типы рыночных структур:

1). Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами.

2). Большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами.

3). Однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами.

4). Определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.

5). В США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки.

6). В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

IV. Описать модели рынка (таблица 8.2) в зависимости от принадлежащих им характерных черт.

 

 

Таблица 8.2

Характерная черта Модели рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм ? ? ? ?
Тип продукта ? ? ? ?
Контроль над ценой ? ? ? ?
Условия вступления в отрасль ? ? ? ?
Неценовая конкуренция ? ? ? ?
Примеры ? ? ? ?

V. На рисунке 8.1 изображены линия спроса, кривая средних издержек и предельных издержек. Какую кривую нужно еще нанести на график, чтобы определить уровень цены, обеспечивающий максимальную прибыль монополии?

 

Рисунок 8.1 — Кривые АС и МС

После того, как Вы определите уровень монопольной цены, покажите на графике при помощи заштрихованного прямоугольника размер прибыли «чистой» монополии.

VI. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль?

1) повышением цен на свою продукцию

2) улучшением качества своих товаров

3) активной рекламной политикой

4) снижением цен на свою продукцию

5) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли

6) снижением издержек

VII. Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить ликвидацию монополии на услуги кабельного телевидения, газо-и теплоснабжение населения?

ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: