Ключевые признаки олигополии как рыночной структуры

Олигополия – это ситуация на конкурентном рынке, когда действуют несколько круп-ных продавцов товаров и услуг.

Ярким представителями олигополии являются алюминиевое производство, бензозапра-вочные станции обслуживающие один небольшой город.

Есть несколько причин, по которым некоторые крупные отрасли производства обслужи-ваются несколькими компаниями. Во-первых, это эффект масштаба. Он заключается в том, что эффективное производство возможно при незначительном количестве производи-телей, которые могут занять весомую долю на рынке и за счет объемов производства сни-зить свои издержки и улучшить качество продукции. Во-вторых, это эффект слияния. Объединившись, несколько конкурирующих компаний могут опять-таки иметь большую долю на рынке сбыта и обеспечить новое, более крупное производство продукции и до-биться большего успеха в бизнесе.

Олигополии могут быть как однородными, т.е. производить продукцию одного рода, так и дифференцированными, занимающимися производством различной продукции. В рам-ках олигополистического рынка компания не может самостоятельно принять решение об изменении своей ценовой стратегии, так как в этом случае сразу же последует ответная реакция со стороны конкурентов. Поэтому для установления цены при олигополии для компании важным являются не только спрос на продукцию и величина издержек на ее

 

 

- 36 -

производство, но и реакция конкурентов. Такая взаимосвязь всех перечисленных выше факторов, влияющих на установление цены, является отличительной чертой олигополии. Из этого можно сделать вывод о том, что олигополия может существовать лишь в том слу-

чае, когда на конкурентном рынке компаний такое количество, что при установлении сво-ей ценовой политики он и обязаны учитывать реакцию своих конкурентов.

Существует еще одна характерная черта, присущая олигополии. Это координация своих действий при установлении цен – на олигополистическом рынке компании принимают совместное решение об установлении цен на свою продукцию. Однако в некоторых стра-нах такие действия со стороны компаний, участвующих в олигополии, запрещены, так как при калькулировании своих издержек и прибавлении к ним определенного желаемого процента своей прибыли они получают замаскированную координацию цен. Из-за этого фактора цены всех компаний отрасли меняются в одинаковой пропорции и в едином нап-равлении, что является не очень желательным для конкурентного рынка сбыта продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: