Главной чертой олигополистического рынка является немногочисленность. Если опре-делять рыночную модель олигополии, то она находится между чистой монополией и мо-нополистической конкуренцией.
Существую 2 основные модели олигополии:
1) однородные олигополии;
2) дифференцированные олигополии.
К примеру, многие промышленные товары (сталь, спирт, топливо, алюминий, цемент) в
физическом смысле являются однородными продуктами. Они производятся в условиях су-ществования однородной олигополии. Однако те отрасли народного хозяйства, которые занимаются производством потребительских товаров (техники, автомобилей, сигарет, спиртных напитков, моющих средств и т.д.), входят в состав дифференцированной олиго-полии.
Причиной невозможности возникновения множества новых фирм, которые будут зани-маться производством продукции в одной отрасли, является эффект масштаба. А также это находится в прямой зависимости от экономии издержек и существования множества барьеров для вступления и слияния на олигополистическом рынке. Эффект масштаба здесь играет главную роль, так как для достаточно эффективного производства необходи-мо большое количество производителей, т.е. производственная мощность каждой сущест-вующей олигополистической фирмы должна иметь значимую долю на рынке. При реалии-зации эффекта масштаба количество конкурирующих на совокупном рынке фирм сокра-щается за счет банкротства или слияния.
|
|
Соперничество в данном случае ведется за счет технического превосходства оборудова-ния и оснащенности, высокого качества и гарантии производимой продукции, более эф-фективных путей сбыта своей продукции, увеличение спектра предоставляемых услуг, ус-ловий оплаты и других приемов. Также в современном мире достаточно сильно усилилось воздействие научно-технического прогресса на характер и качество выпускаемой продук-ции, увеличилась роль рекламной акции продукции. Существование разных видов олиго-полии мешает разработке простой рыночной модели, которая дала бы объяснение олиго-полистическому поведению.
Существует жесткая олигополия, при которой весь рынок сбыта захвачен 1-2 крупными фирмами, но есть и такое понятие, как «расплывчатая олигополия», при существовании которой 70-80%% рынка принадлежат 3-4 крупным фирмам, а остальное процентное соот-ношение делят между собой более мелкие фирмы.
На олигопольном рынке упор делается на неценовую конкуренцию:
1) можно добиться улучшения качества товара, который довольно трудно мгновенно продублировать, в отличие от цен;
- 37 -
2) имеется широкий спектр финансовых ресурсов, позволяющий заниматься неценовой конкуренцией – рекламировать и развивать товар.