Содержание дисциплины. 3. 1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы индекс наименование дисциплины и ее

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
ОПД.Ф.01. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)  
  Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли; предприятие - основное звено экономики; предприятие и предпринимательство в рыночной среде; типы предприятий; производственная и организационная структура предприятий; типы производства; организация производственного процесса; инфраструктура предприятий; уставной капитал и имущество предприятий; основной капитал, его оценка; оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость; трудовые ресурсы: их состав, управление; организация, нормирование и оплата труда; рынок труда; экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора; разработка маркетинговой и товарной стратегии; теория оптимального объема выпуска продукции; производственная программа и мощность; издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат; ценовая политика на различных рынках; качество и конкурентоспособность; стандарты и системы качества; инновационная и инвестиционная политика; подготовка нового производства; виды деятельности предприятия; производственное планирование и бизнес-план предприятия; оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.  

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

 

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Название темы и ее содержание Лекции
  Тема1. Экономика предприятия как самостоятельная экономическая дисциплина Предмет, цель и задачи дисциплины. Объект и содержание курса. Методологические аспекты и методы науки. Место дисциплины в системе подготовки специалистов. Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли;    
  Тема 2.. Организационно-правовые формы предприятий. Создание, юридическое оформление и реорганизация предприятия. Факторы, определяющие образование нового и расширение действующего предприятия. Выбор цели. Организационно-правовые формы предприятий. Порядок создания и регистрации нового предприятия. Обоснование основного профиля предприятия. Реорганизация юридического лица.    
  Тема 3. Экономические и финансовые ресурсы. Производственный процесс и основные принципы его организации Производственная структура предприятия, его инфраструктура Производственные факторы. Понятие о производственном процессе: принципы организации процессов производства, организация производственных процессов в пространстве и во времени. Характеристика элементов производственной структуры предприятия. Функциональные подразделения предприятия. Факторы, влияющие на производственную структуру предприятия Сущность и функции финансов. Источники финансовых ресурсов и направления их использования. Ценные бумаги. Имущество предприятия. Собственный и заемный капитал.  
  Тема 4. Основные средства предприятия Общие понятия об основных средствах и их роли в производстве. Состав и структура основных средств. Физический и моральный износ основных средств. Оценка и учет основных средств. Показатели состояния, движения и использования основных средств.    
  Тема 5. Оборотные средства предприятия . Состав, структура, формирование оборотных средств. Материальные запасы на предприятии. Определение потребности предприятия в оборотных средствах предприятия. Показатели использования оборотных средств предприятия.    
  Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия.   Персонал предприятия и его структура. Организация, управление, мотивация, нормирование и оплата труда. Производительность труда и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Рабочее время и его использование. Рынок труда  
  Тема 8. Продукция предприятия и ее конкурентоспособность Продукция, работы и услуги предприятия. Понятие и состав продукции, работ и услуг предприятия. Классификаторы видов деятельности предприятия и продукции. Характеристика продукции по степени готовности. Показатели объема продукции, работ и услуг. Качество и конкурентоспособность продукции. Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Характеристики и показатели качества и конкурентоспособности продукции. Принципы обеспечения, повышения и управления качеством и конкурентоспособностью продукции. Системы качества на предприятии. Стандартизация и сертификация продукции. Подготовка нового производства. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора; разработка маркетинговой и товарной стратегии    
  Тема 8. Затраты на производство и реализацию продукции. Понятие затрат и издержек, их классификация. Факторы, определяющие затраты. Расчет затрат на производство и себестоимость продукции. Пути снижения себестоимости продукции  
  Итого часов:  

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Сущность стратегического менеджмента.

Тема 2. Миссия и цели организации.

Тема 3. Оценка внешней среды организации.

Тема 4. Оценка сильных и слабых сторон организации.

Тема 5. Комбинированные методы анализа внутренней и внешней среды.

Тема 6. Стратегические альтернативы.

Тема 7. Реализация стратегического плана, его контроль и оценка.

Рекомендуемая литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 560 с.

2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 358 с.

3. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. – 132 с.

4. Скляренко В.К. Экономика предприятия. Конспект лекций. Учебное пособие / В.К.Скляренко, В.М.Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 160 с.

5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

 

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я.Аврашков, В.В.Адамчук, О.В.Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.

В.А.Швандара. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 742 с.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 560 с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 358 с.

8. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. – 132 с.

9. Скляренко В.К. Экономика предприятия. Конспект лекций. Учебное пособие / В.К.Скляренко, В.М.Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 160 с.

10. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я.Аврашков, В.В.Адамчук, О.В.Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.

12. В.А.Швандара. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 742 с.

13. Экономика предприятия: Учебник для экон. спец. вузов/ В.М.Семенов, И.А.Баев, С.А.Терехова и др.; Под ред. проф. В.М.Семенова. – 2-е изд., исправл. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 312 с.

14. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 672 с.

15. Завадский В.В., Сотников М.И. Экономика предприятия: Методические указания по курсовому проектированию для специальности 0608 «Экономика и управление на предприятиях отрасли (на транспорте, в городском хозяйстве)». – Набережные Челны: издательство КамПИ, 2002.

16. 10. Методические указания по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» для студентов специальности 060500 – «Бухгалтерский

17. 17 учет, анализ и аудит» заочной формы обучения / Составители В.В.Завадский, М.И.Сотников. - Набережные Челны: КамПИ, 2002.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. 11. Грузинов В.В. и др. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.
  2. 12. Жиделева В.В., Коптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 133 с.
  3. 13. Паламарчук А.С., Экономика предприятия: Учеб. пособие/ А.С.Паламарчук, Л.Г.Паштова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 199 с.
  4. 14. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия». 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/д: «Феникс», 1999. – 608 с.
  5. 15. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для студ. вузов / Информ.-внедренч. центр «Маркетинг». – М.: Маркетинг, 2000. – 693 с.
  6. 16. Садриев Д.С. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Набережные Челны: издательство КамПИ, 1998. – 59 с.
  7. 17. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособ. для студ. экон. спец. вузов. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Финансы и статистика, 1999. – 304 с.
  8. 18. Экономика предприятия. Ф.К.Беа, Э.Дихтл, М.Швайтцер. Учебник для вузов. Перевод с немецкого. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 928 с.
  9. 19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Издание официальное. – М.: ОАО «НПО». Издательство «Экономика», 2000.

 

 

ТЕСТЫ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ)

 

1. Фирма – это организация которая :

а. владеет имуществом и ведет хозяйственную деятельность;

б. пользуется правами юридического лица;

в. имеет в своем составе несколько предприятий;

г. верно все вышеперечисленное.

 

2. Целью коммерческой операции является :

а. максимализация прибыли;

б. осуществление благотворительной деятельности;

в. захват доли рынка;

г. пункт 3 не верен.

 

3. Финансовая устойчивость – это:

а. превышение доходов над затратами;

б. достижение результата при минимальных затратах;

в. способность фирмы вовремя произвести обязательные платежи;

г. обеспечение наибольшего финансового результата.

 

 

4. Основными средствами являются:

а) средства труда, не участвующие в процессе производства;

б) средства труда, участвующие в процессе производства и частями переносящие свою стоимость на произведенную продукцию;

в) средства труда, используемые в производстве однократно и полностью переносящие свою стоимость на произведенную продукцию;

г) заемные средства.

 

5. Основные фонды, непосредственно воздействующие на производимый продукт, называются:

 

а) собственными;

б) производственными;

в) активными;

г) пассивными.

 

6. Часть средств, единожды используемых в процессе производства, называется:

 

а) оборотными фондами;

б) оборотными средствами;

в) основными фондами;

г) основными средствами.

 

7. К оборотным средствам относят:

 

а. патенты и лицензии;

б. денежные средства;

в. здания и оборудование

г. краткосрочные займы и кредиты.

 

8. Затраты труда основных и вспомогательных рабочих являются:

 

а. полной трудоемкостью;

б. выработкой в натуральном выражении;

в. выработкой в стоимостном выражении;

г. производственной трудоемкостью.

 

9. В полную себестоимость товара включается:

 

а. затраты цеха, связанные с производством;

б. затраты цеха + общехозяйственные и общепроизводственные расходы;

в. все затраты на производство и реализацию продукции;

г. постоянные и переменные расходы.

 

10. Затраты, возникающие в связи с обслуживанием производства и сбыта продукции, называется:

 

а. основными;

б. постоянными;

в. переменными;

г. накладными.

 

11. Прибыль от финансовых вложений относится к:

 

а. прибыли от реализации продукции;

б. внереализационной прибыли;

в. прибыли от реализации имущества;

г. балансовой прибыли.

 

12. Из каких элементов формируется отпускная цена предприятия:

 

а. себестоимость + НДС;

б. себестоимость + норма прибыли;

в. себестоимость + норма прибыли + НДС;

г. себестоимость + норма прибыли + НДС + наценка.

 

13. Свободные цены устанавливаются:

 

а. на основе законов спроса и предложения;

б. по соглашению сторон;

в. под контролем государства;

г. на основе цен конкурентов.

 

14. На предприятии за отчетный период было реализовано 1000 ед. продукции по цене 50000 р. за единицу, а себестоимость продукции составила 45000 р.

В плановом периоде предусматривается увеличить объем выпуска и реализации продукции до 2000 ед. по цене 60000 р. и снизить себестоимость до 40000 р. за единицу. Какова прибыль от реализации продукции в плановом о отчетном периоде:

 

а. 5 млн. р. и 40 млн. р.

б. 10 млн р. и 5 млн р.

в. 15 млн р. и 50 млн р.

г. 20 млн р. и 40 млн р.

 

Вопросы к зачету «Экономика предприятия»

1. Предприятия в системе рыночных отношений

2. Предприятие как юридическое лицо

3. Организационно правовые формы предприятия

4. Экономическая сущность основных фондов предприятия

5. Формирование предложения

6. Производственная структура предприятия

7. Предмет изучения дисциплины «экономика предприятия», производственный процесс

8. Формирование спроса

9. Организационная структура предприятия

10. Роль маркетинга в деятельности предприятия

11. Факторы влияющие на производительность труда

12. Классификация основных фондов предприятия

13. Амортизация основных фондов

14. Источники финансирования основных фондов предприятия

15. Экономическая сущность оборотного капитала

16. Состав и структура оборотных средств предприятия

17. Система оплаты труда и баланс рабочего времени

18. Группировка затрат по экономическим элементам

19. Классификация затрат предприятия

20. Методы учета затрат предприятия

21. Классификация основных фондов предприятия

22. Кругооборот персонала, расчет численности персонала предприятия

23. Расчет безубыточности

24. Выручка и ее использование

25. Прибыль и ее сущность

26. Структура кадров предприятия

27. Производственная мощность предприятия

28. Показатели использования основных фондов предприятия

29. Кругооборот оборотных средств

30. Показатели использования оборотного капитала

31. Определение потребности в оборотных средствах предприятия

32. Экономическая сущность прибыли и ее виды

33. Рентабельность предприятия

34. Виды цен

35. Функции цен

36. Методы установления цен

37. Установление цен на новый товар

38. Виды налогов уплачиваемых предприятием

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТЫ, ЭССЕ)

 

1. Структура национальной экономики: сферы, секторы,комплексы, отрасли.

2. Предприятие- основное звено экономики.

3. Предприятие и предпринимательстве в рыночной среде.

4. Основные типы предприятия.

5. Производственная организационная структура предприятия.

6. Типы производства.

7. Организация производственного процесса.

8. Инфраструктура предприятия.

9. Уставной капитал и имущество предприятия.

10. Основной капитал и его оценка.

11. Оборотные средства: состав, классификация, оборачиваемость.

12. Трудовые ресурсы: их состав, управление, организация, нормирование и оплата труда.

13. Рынок труда.

14. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора.

15. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.

16. Теория оптимального объема выпуска продукции.

17. Производственная программа и мощность.

18. Издержки производства и себестоимость продукции.

19. Смета и калькуляция затрат.

20. Ценовая политика на различных рынках.

21. Качество и конкурентоспособность.

22. Стандарты и система качества.

23. Инновационная и инвестиционная политика.

24. Подготовка нового производства.

25. Виды деятельности предприятия.

26. Производственное планирование и бизнес-план предприятия.

27. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это определенная деятельность студентов, направленная на углубленное изучение пройденного по дисциплине материала, а также наработка навыков использования полученных в процессе обучения знаний и применение их на практике.

Самостоятельная работа по дисциплине «Экономика предприятие» включает в себя подготовку докладов на семинарских занятиях, эссе, реферат, конспект первоисточников.

 

Подготовка к работе на семинарских занятиях

 

При подготовке к семинарским занятиям студент, кроме рекомендованной литературы, должен обязательно использовать периодическую печать и информацию с официальных сайтов муниципальных образований в целях углубленной характеристики тех или иных современных процессов и явлений, имеющихся в области стратегического управления. Доклады на семинарских занятиях должны содержать план выступления (введение, основная часть из двух-трех разделов, заключение, список использованных литературы и источников), определения терминов, применяемых в выступлениях, и содержать два принципиально важных раздела – теоретический и практический. В практической части необходимо с помощью анализа найденного самостоятельно материала подтвердить те или иные теоретические положения первого раздела. Умение подобрать материал для исследования, способность проанализировать его и сделать самостоятельные выводы – важнейшая часть работы по подготовке выступления на семинарском занятии. Во время доклада на занятии студент может использовать различные средства наглядного оформления своего выступления, которые могут быть показаны аудитории либо доведены до слушателей техническими средствами. В ходе семинарского занятия преподаватель определяет уровень самостоятельной подготовки студента и оценивает его знания.

Высший бал получают студенты, показавшие глубокое знание предмета, свободно владеющие терминологией, умеющие довести свою информацию до слушателей (без чтения доклада), использующие наглядные средства.

Написание и оформление эссе

Эссе – это самостоятельный вид контроля, представляющий собой краткое научное исследование, основанное на анализе имеющегося материала по выбранной теме. Написание эссе предполагает самостоятельную работу студентов, которая способствует углубленному изучению данной дисциплины. Процесс подготовки и написания эссе имеет следующие этапы: выбор темы; подбор литературы и периодических изданий; подготовка и защита эссе, которая включает в себя выступление перед преподавателем.

Объем эссе не должен превышать 5 страниц текста, написанного на компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.

Основная часть эссе содержит сноски на первоисточники. В конце данной работы прилагаются копии используемого материала и основных источников его получения.

Студенты, не представившие эссе в соответствии с графиком или получившие отрицательную оценку, к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент» не допускаются.

Написание и оформление рефератов

 

Реферат – это вид контроля, представляющий собой самостоятельное научное исследование. Написание реферата предполагает самостоятельную работу студентов, которая способствует углубленному изучению наиболее сложных теоретических проблем по дисциплине. Процесс подготовки и написания реферата имеет следующие этапы: выбор темы реферата; изучение литературы по выбранной теме; подготовка и защита реферата, которая включает в себя выступление на семинарском занятии.

Реферат включает в себя следующие разделы: введение, основную часть (изложение основного содержания темы), заключение и список использованной литературы.

Содержание - это логическая структура работы, которая позволяет правильно оценить данную работу. Желательно, чтобы план был предварительно согласован с преподавателем, ведущим занятия по данной дисциплине. В план должны включаться основные вопросы темы в определенной логической последовательности.

Введение включает в себя актуальность темы реферата, основную цель, задачи и теоретико-методологическую обоснованность выбранной темы.

Основная часть. В данном разделе основное внимание уделяется анализу теоретической обоснованности и практической значимости выбранной темы, то есть теоретические положения, отраженные в теме реферата, должны быть обоснованы с помощью практической деятельности организаций.

Заключение должно содержать выводы по результатам проведенного анализа. Основной акцент - практическая значимость полученных результатов.

Оформление реферата соответствует оформлению курсовых работ, принятому на экономическом факультете.

Страницы реферата должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц текста, написанного на компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.

В конце реферата приводится список использованной литературы, который оформляется по правилам библиографического описания в следующей последовательности:

1. Официальные материалы (законы, указы, постановления).

2. Литература.

3. Периодическая печать.

4. Интернет-сайты.

5. Локальные документы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Методы работы с базовым учебником:

В качестве основного учебника рекомендуется использовать учебное пособие для вузов «Экономика предприятия»: Учебник для экон. спец. вузов/ В.М.Семенов, И.А.Баев, С.А.Терехова и др.; Под ред. проф. В.М.Семенова. – 2-е изд., исправл. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 312 с..Преподавателем в ходе подготовки к занятиям могут быть активно использованы материалы по предприятиям, имеющиеся на сайтах данных организаций.

Средства обучения: для закрепления учебного материала студенты могут использовать основную и дополнительную литературу, электронные учебники, материалы периодических изданий, сайты организаций КАМАЗ, КамГЭС, ВАЗ и т.д.

Методы обучения: основными методами обучения являются лекции, семинары, ознакомление и закрепление материала с помощью электронных учебников, разбор кейс-историй и кейс-ситуаций, применение методов исследования и анализа, разработка стратегического бизнес-плана развития организации.

 

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Электронные учебники.

2. Сайты электронных библиотек.

3. Сайты организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: