Тема 3 Экономические основы развития коммерческих предприятий

Предприятие представляет собой первичное звено нацио­нальной экономики, реализующее собственные интересы по­средством производства товаров и услуг путем комбинирования факторов производства (ресурсов).

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Поэтому для эффективного функ­ционирования предприятию необходимо учитывать взаимосвязь параметров рынка и их влияние на деятельность предприятия.

Рынок как экономическая категория, отражающая экономи­ческие интересы субъектов рыночных отношений, представляет собой совокупность экономических отношений и связей между покупателями (потребителями) и продавцами (производителя­ми) в процессе движения товаров.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат про­давцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению плате­жеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.

Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.

Предложение - количество товара, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене.

Цена - форма проявления стоимости и ценности товара.

Рыночный механизм обеспечивает согласование интересов товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупате­лей), поскольку между ценой и количеством товаров действует двойная взаимосвязь: с позиции покупателя (потребителя) и продавца (производителя).

С позиции покупателя: чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы приобре­сти покупатели, тем выше на него спрос. Эта зависимость цены и количества товаров, которая описывает поведение потребите­ля, называется законом спроса. Закон спроса показывает обрат­ную связь между ценой и количеством покупаемого товара.

С позиции производителя (продавца): чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы пред­ложить продавцы. Зависимость цены от количества товаров с позиции производителя называется законом предложения, и его сущность состоит в том, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Закон пред­ложения показывает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара.

На рынке существует конкуренция, также влияющая на спрос и предложение. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором ре­шения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесие - закон для ка­ждого конкурентного рынка, в результате чего поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Одной из наиболее активных форм экономической деятель­ности является предпринимательство.

Предпринимательская деятельность - организация и соеди­нение факторов производства (ресурсов) для создания матери­альных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потреб­ности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Трактовка понятия предпринимательской деятельности, данного ГК РФ, позволяет выделить несколько характерных особенностей предпринимательства:

- это самостоятельная деятельность;

- это инициативная деятельность, направленная на извле­чение прибыли;

- это деятельность, связанная с риском;

- это деятельность, осуществляемая на постоянной основе, т.е. систематически;

- это законная деятельность, осуществляемая юридически­ми лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Объектом предпринимательской деятельности является определенный вид деятельности. Соответственно выделяется производственное, коммерческое и финансовое предпринима­тельство.

Суть коммерческого предпринимательства составляют то­варно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров. Технология коммерческой сделки осно­вана на положении, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы провести сделку наме­чаемого масштаба.

Основной структурной единицей предпринимательской дея­тельности является предприятие. С учетом изложенного торговое предприятие может рассматриваться как форма коммерческого предпринимательства.

Торговое предприятие выступает важнейшим участником рыночных отношений, поскольку его основное предназначение, миссия сводится к поставке на рынок определенных товаров и к удовлетворению личных и общественных потребностей в них. Значимость торгового предприятия обусловлена главной функцией, которую оно выполняет на рынке, - продвижение на рынок различных товаров, выступающих средством удовле­творения рыночного спроса.

Основным фактором, обусловливающим мотивационное воздействие на торговое предприятие в успешной реализации его главной функции, является получение им прибыли как важ­нейшего средства обеспечения экономического развития этого предприятия и повышения благосостояния его собственников.

Таким образом, двуединая цель функционирования торгово­го предприятия состоит в следующем: удовлетворение рыночно­го спроса на товары и получение на этой основе прибыли.

Прибыль является основным источником финансовых ре­сурсов, используя которые торговое предприятие в состоянии реализовывать свои интересы, т. е. прибыль является его внут­ренней целью. При этом необходимо отметить, что возможность удовлетворения внутренних интересов достижима тогда, когда торговое предприятие выполнит свою главную функцию, т.е. продаст товары, удовлетворив тем самым существующие на рын­ке потребности в них, а значит, реализует свою внешнюю цель.

Торговое предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздей­ствие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности любого предприятия в значительной степени определяются его внешней средой. Воздействие внешней среды на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным и, в-третьих, неопределенным.

Вся совокупность факторов внешней среды может быть дифференцирована на две группы: факторы прямого воздейст­вия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды).

Факторы прямого воздействия прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития торгового предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений.

Потребители являются основным фактором прямого воздей­ствия, от которого зависит успешная реализация главной цели функционирования торгового предприятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребно­сти. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы развития торгового предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности. Изучение рыночного спроса, по­стоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики - основной путь успешного решения всех задач тор­гового предприятия.

Поставщики товарных ресурсов являются немаловажным фактором для торгового предприятия. Воздействие данного фактора проявляется через уровень цен на товары, качество, объемы и сроки их поставки. Основным инструментом умень­шения силы воздействия этого фактора (поставщиков) являются маркетинговые исследования в области закупки товаров. В условиях конкурентной среды у каждого предприятия существует возможность избежать зависимости от одного поставщика.

Конкуренты как фактор прямого воздействия оказывают свое влияние на торговое предприятие не только на рынке ана­логичных товаров, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность и возможность покупателей торговаться; соперни­чество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой.

Государство как фактор влияния внешней среды занимает особое место, поскольку выступает регулирующим и защищающим звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в ус­тановлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и органи­зационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегули­руемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д.

К внешним факторам косвенного воздействия (факторам макросреды) относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и по­литические. Несмотря на то, что все эти факторы несут опреде­ление «косвенного» воздействия, степень их влияния не менее существенна, чем воздействие факторов микросреды.

Экономические факторы составляют микроокружение тор­гового предприятия, поэтому влияют на многие аспекты его деятельности, в том числе на уровень экономической эффек­тивности и возможности развития. К экономическим факторам косвенного воздействия на торговое предприятие можно отне­сти состояние финансовой системы региона, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.

К социальным факторам внешней среды косвенного воздей­ствия относятся организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, профессиональ­ные и личностные качества работников предприятия, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет но­менклатуру, объемы продаж торгового предприятия и порой качество товаров, которые покупает население.

Демографические факторы косвенного воздействия отно­сятся к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения его численности во многом оп­ределяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения торгового предприятия трудовыми ресурсами, а с другой - фор­мирует уровень и масштабы рыночных потребностей.

Природно-климатические условия, в которых осуществля­ется деятельность торгового предприятия, должны обязательно учитываться в процессе принятия любого управленческого ре­шения.

К этим факторам макросреды относятся, прежде всего, наличие энергоресурсов, воды, транспортных коммуникаций и климатические условия.

Политические факторы оказывают существенное влияние на деловую активность предприятия как с точки зрения при­влечения инвестиций, так и с позиций развития внешнеэконо­мической деятельности.

Таким образом, анализ и оценка внешней среды предприятия позволяют определить возможности и угрозы для него.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: