Вопросы к экзамену
По дисциплине «Теория личности»
для студентов 4 курса специальности
«Организация работы с молодежью», очное отделение
- Этапы становления персонологии (философский, клинический, экспериментальный).
- Проблема воли в психологии. Волевые качества личности. Основные признаки и структура волевого акта.
- Современные парадигмы развития человека (биологизм, социоморфизм, гносеологизм, культурализм, теологизм).
- Основные подходы к исследованию темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- Основные положения теории личностных конструктов Дж. Келли.
- Потребности как источник активности личности. Характеристика мотивационной сферы личности. Уровень притязаний и направленность личности.
- Основные положения диспозиционального направления в теории личности. Понятие черт личности.
- Концепция черт личности Г. Олпорта. Классификация черт личности.
- Понятие характера, его структура и формирование. Соотношение понятий «темперамент» и «характер».
- Теория типов личности Г.Айзенка.
- Основные принципы гуманистической теории личности Э.Фромма. Виды экзистенциональных потребностей
- Личность и ее формирование. Понятие и механизмы социализации личности.
- Личность как социальный феномен. Ценностно-нормативная система личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности А.Бандуры Принцип научения через наблюдение.
- Основные подходы к периодизации развития личности.
- Теория личности Эрика Эриксона. Характеристика эпигенетических стадий развития.
- Личность в процессе общения. Психологический анализ процесса общения.
- Основные концепции и принципы социокультурной теории Карен Хорни. Базальная тревога.
- Особенности социальной перцепции.
- Основные принципы индивидуальной психологии А.Адлера. Чувство неполноценности и компенсация.
- Личность и группа. Влияние группы на личность.
- Психоанализ. Основные концепции и принципы: уровни сознания, структура личности.
- Основные принципы гуманистической психологии (А.Маслоу).
- Возможные основания типологии индивидуальности. Строение тела и характер.
- Исследования личности в отечественной психологии. Механизмы психологической защиты личности.
- Феноменологическая концепция К.Роджерса. «Я-концепция» и ее развития.
- Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности».
- Основные концепции аналитического подхода К.Юнга.
- Основные подходы к определению структурных компонентов личности. Структура личности.
- Психодинамические исследования личности: основные положения относительно природы человека, уровни сознания и структура личности.
- Общая характеристика способностей. Способности и задатки.
- Основные подходы к пониманию личности в психологии.
- Общие положения большинства теоретических определений личности.
- Классификация методов исследования личности.
- Основные принципы теории социального научения Дж.Роттера.
- Движущие силы и условия развития личности. Сравнительный анализ основных парадигм развития человека.
- Основные принципы когнитивного направления в исследовании личности.
- Типологии характера. Акцентуации характера. Соотношение характера и личности.
- Структурные компоненты личности в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна.
- Психосексуальные стадии в развитии личности, их характеристика.
- Психологическая структура личности Б.Г.Ананьева.
- Представление о личности в общей и дифференциальной психологии.
- Понятие индивидуальных (личностных) черт.
- Характеристика деятельностного подхода к изучению личности.
- Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии.
- Характеристика системного подхода к изучению личности
- Проблема периодизации развития в психологии.
- Индивидуальность личности и ее жизненный путь
- Социализация личности, механизмы социализации
- Индивидуальность личности и ее жизненный путь
- Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения
- Проблемы психологии пола
- Методы исследования личности в разных направлениях психологии
|
|
|
|
Составитель Р.С. Халимулина