Ознакомьтесь с приведёнными ниже фрагментами из произведения К.Маркса «Тезисы о Фейербахе» и ответьте на вопросы

«Главный недостаток всего предшествующего материализма– включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно».

«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления».

«Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается

втом, чтобы изменить его».

·Что означает рассматривать действительность только в форме объекта?

·Согласны ли Вы с тем, что вопрос об истинности мышления– это исключительно практический вопрос?

·Можно ли свести сущность человека к совокупности его общественных отношений?

·Может ли человеческое мышление не только объяснять мир, но и изменять его?

Тема 9

В своей работе«Исторические дела философии» В.Соловьев отмечал: «На вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком».

Как Вы понимаете это высказывание?

2.Сравните взгляды В.Соловьева на мировое развитие, идущее к обретению положительного всеединства и«духовной телесности», с взглядами русских космистов на эволюцию и ноосферу.

Что общего можно найти в этих учениях?

3.В работе «Оправдание добра» В.Соловьев писал: «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет».

Что является самым ценным в этих размышлениях? Определите главное в этической позиции В.Соловьева.

4.Что означает термин «всеединство» в философии В.Соловьева: а) единство природы и общества; б) единство человека, природы и общества; в) учение о сущности Единого; г) единство Бога со всем миром.

Тема 10

 

С точки зрения Бердяева, просветительская мораль – это прежде всего этика закона. В основе этой этики лежит религиозный страх. Боязнь нарушить запрет и стать нечистым составляет этику на ранних этапах человеческого развития, которая потом трансформируется в более утонченные формы, по сути оставаясь все той же. Закон по своей природе всегда запугивает. Он не преображает человеческую природу, не уничтожает греха, а через внешний и внутренний страх держит грех в известных границах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: