Тема 4. Физиология сенсорных систем

Вариант 16. Общая физиология сенсорных систем

 

1. Общие принципы строения сенсорных систем.

2. Основные функции сенсорных систем.

3. Рецепторные образования.

4. Механизмы переработки информации в сенсорной системе. Сенсорное кодирование.

5. Адаптация сенсорной системы.

6. Взаимодействие сенсорных систем.

7. Развитие анализаторов в онтогенезе.

 

 

Методические указания

Опишите общие принципы строения анализатора. Изобразите принципиальную схему строения анализатора. Раскройте понятие «рецептор». Классифицируйте рецепторы по модальности воспринимаемых ими раздражителей, способу преобразования сигналов. Объясните явление адаптации рецепторов. Раскройте особенности взаимодействия сенсорных систем на спинальном, ретикулярном, таламическом и корковом уровнях.

Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Общая характеристика анализаторов

 

Анализаторы Характеристика
Адекватный раздражитель Рецептор Проводящие пути Корковое предста- вительство Ощущения
Зрительный          
Слуховой          
Вестибулярный          
Двигательный          
Вкусовой          
Обонятельный          
Кожный          
Интеро- цептивный          

 

Вариант 17. Сенсорная система зрения

 

1. Строение зрительного анализатора.

2. Оптическая система глаза, рефракция и ее аномалии, аккомодация.

3. Виды, свойства и функции фоторецепторов, электрические явления в сетчатке глаза.

4. Световая и темновая адаптация глаза.

5. Механизмы цветового зрения, аномалии цветовой чувствительности.

6. Острота зрения, способы ее изучения. Поле зрения. Бинокулярное зрение.

7. Роль структур головного мозга в организации зрительных реакций.

 

Методические указания

Подчеркните биологическую роль зрения. Опишите строение органа зрения –глаза. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Орган зрения

 

Системы Придатки и части глаза Строение Функции
Вспомогательные Брови    
Веки    
Слезный аппарат    
Оболочки Склера    
Сосудистая    
Сетчатка    
Оптическая Роговица    
Водянистая влага    
Радужная оболочка    
Хрусталик    
Стекловидное тело    
Свето- воспринимающая Фоторецепторы    
Зрительный нерв    

 

Объясните механизм аккомодации и темновой адаптации глаза. Опишите роль структур головного мозга (среднего мозга, ядер таламуса, ретикулярной формации) в организации зрительных реакций. Подробно остановитесь на корковом отделе зрительного анализатора, его функциональном значении.

Опишите возрастные особенности зрительного анализатора.

 

Вариант 18. Сенсорная система слуха

 

1. Строение, свойства и функции звукоулавливающего и звуковоспринимающего аппаратов органа слуха.

2. Расположение, структура, характеристика работы рецепторов слухового анализатора.

3. Структурно-функциональная схема слуховой системы.

4. Восприятие слуховых раздражений (частоты, высоты и силы звуков). Кодирование в слуховой системе информации о параметрах звукового раздражителя.

5. Роль структур головного мозга в организации слуховых реакций.

6. Биануральный слух.

 

Методические указания

Объясните биологическое значение слуховой системы. Опишите строение органа слуха –уха. Заполните таблицу 3.

 

Таблица 3.

Строение органа слуха

 

Части уха Строение Функции
Наружное ухо    
Среднее ухо    
Внутреннее ухо    

 

Опишите электрическую активность путей и центров слуховой системы. Дайте психофизиологическую характеристику слуховым ощущениям (адаптации, тону, тембру, громкости, локализации источника звука).

Подчеркните роль слухового анализатора в становлении ВНД человека. Опишите динамику развития системы слуха в онтогенезе.

 

ТЕМА 5. КРОВЬ

Вариант 19. Клетки крови. Гемоглобин.

 

1. Основные компоненты внутренней среды организма. Гомеостаз.

2. Понятие о системе крови, ее физиологическое значение для организма.

3. Объем и состав крови. Физико-химические показатели крови (вязкость, относительная плотность, осмотическое давление).

4. Форменные элементы крови, их количество, функции.

5. Органы кроветворения и разрушения форменных элементов крови. Возрастные изменения кроветворения.

6. Механизмы изменения клеточного состава крови при мышечной деятельности, пищеварении, в различных эколого-климатических условиях.

7. Состав, структура, свойства гемоглобина.

8. Соединения гемоглобина в крови человека.

 

Методические указания

Раскройте физиологическую роль внутренней среды организма. Подчеркните особую роль крови в жизнедеятельности организма, так она содержит и переносит жизненно важные соединения: белки, жиры, углеводы, различные минеральные соли, газы. В состав крови входят форменные элементы крови и плазма. Количество всех компонентов крови должно быть строго постоянным, эти константы крови поддерживаются с помощью сложных гомеостатических механизмов, раскройте эти гомеостатические механизмы.

Рассматривая вопрос 4, остановитесь на морфологии и физиологии эритроцитов, объясните механизмы регуляции числа эритроцитов, характеризуйте отдельные виды лейкоцитов, уделите внимание способности некоторых лейкоцитов к фагоцитозу. Подчеркните особую роль тромбоцитов. Заполните таблицу 4.

Таблица 4

Форменные элементы крови

 

Характеристика Форменные элементы
Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Строение клетки      
Место образования      
Продолжительность Функционирования      
Место отмирания      
Содержание в 1 мл      
Функции      

 

Вариант 20. Свертывание крови

 

1. Роль процесса свертывания в обеспечении гомеостаза крови.

2. Плазменные и клеточные факторы свёртывания крови.

3. Механизм свертывания крови.

4. Естественные антикоагулянты.

5. Фибринолиз.

6. Регуляция свертывания крови и фибринолиза.

7. Гемофилия. Причина нарушения гомеостаза жидкого состояния крови при гемофилии.

 

Методические указания

Обратите внимание на то, где образуются и какую роль играют тромбоциты, опишите свойства факторов свертывания, источники их в организме, установите последовательность и характер взаимодействия факторов свертывания, подчеркните в какой фазе участвует их большинство. При каких условиях свертывается кровь, почему не свертывается кровь, находящаяся в кровяном русле и какую роль играет свертывание крови при повреждении сосуда.

 

ТЕМА 6. ИММУНИТЕТ

Вариант 21. Иммунологические механизмы защиты организма от чужеродных тел и веществ

 

  1. Иммунология. Ученые, внесшие вклад в развитие иммунологии.
  2. Иммунитет.
  3. Клеточный иммунитет.
  4. Гуморальный иммунитет, его значение.
  5. Антигены. Природа антигенов.
  6. Антитела. Естественные и иммунные антитела. Примеры естественных антител.
  7. Роль лимфоцитов в иммунитете.
  8. Роль вилочковой железы в иммунитете.
  9. Механизм специфической защиты организма при внедрении антигена.
  10. Биологическая сущность следующих видов иммунитета:
    1. - врожденного;
    2. - приобретенного естественного;
    3. - приобретенного искусственного;
    4. - искусственного активного;
    5. - искусственного пассивного.
  11. Закономерности строения и развития в онтогенезе органов иммунной системы.

 

Методические указания

Органы, принимающие участие в иммунитете, делят на четыре группы:

· Центральные –тимус, или вилочковая железа, костный мозг.

· Периферические, или вторичные –лимфатические узлы, селезенка, система лимфоэпителиальных образований, расположенных в слизистых оболочках различных органов, расположенных в слизистых оболочках различных органов.

· Забарьерные–ЦНС, семенники, глаза, паренхима тимуса.

· Внутрибарьерные–кожа.

Раскройте роль центральных и периферических органов иммунной системы в механизмах защиты внутренней среды организма от генетически чужеродных тел и веществ.

Обратите внимание на возрастные особенности иммунитета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: