Философия об этапах и путях развития общества

Технократическое направление

Проявления данного подхода можно найти в трудах амери­канского экономиста Дж. Гэлбрейта (1908-2006). Он исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают тех­ника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независи­мостью от человека и общества, имеет способность к саморазви­тию, к постоянному прогрессу, совершенствованию своих пара­метров. В таких условиях особая роль в обществе принадле­жит людям, владеющим научно-техническими знаниями — техно­кратам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами.

Основная задача общества, по мысли ученого,— развитие произ­водства, а реальная власть распределяется между специали­стами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт по­лагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и на этой основе в перспективе возможна конвер­генция (сближение) двух систем с последующим синтезом в «смешанном обществе».

Появление компьютерной техники дало новый всплеск техно­кратических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило вар­варское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооцени­вают роль таких важных сторон в жизни общества, как ду­ховная культура, не учитывают воздействие на человека и со­циальную сферу биологических, природных факторов.

Философия о формировании ценностей в обществе

С некоторых пор в философии и социологии прочно утвердилось понятие «ценность». Есть разные подходы к определению этого понятия. Остановимся на взглядах немецкого социолога М. Вебера (1864—1920), который и ввел в социологию проблематику ценностей.

М. Вебер. Ценности, рассматривает как осознанные интересы. Попадая в сферу интересом человека, любой предмет может оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т. д. Но кто определяет, что является добром или злом, кто задает эти ценности? Вебер считал, что ценности определяются неким интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер и имеют силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение.

Г. Риккертом(1863—1936), рассматривали ценности как «надысторические», вечные и универсальные принципы.

Экзистенциализм

Серен Кьеркегор (1813 — 1855) В своих работах «Или — или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» С.Кьеркегор говорил о трех стадиях развития личности — эстетической, этической и религиозной. Эстетическая жизнь — это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумы­ваясь о смысле своего существования, о последствиях, живет, прежде всего, чувственными удовольствиями.

Путь к этому второму уровню су­ществования идет через отчаяние. Отчаяние — это не средство утешения или состояние, но подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души. Именно оно дает победу над миром.

Однако этическое существование, к которому чело­век приходит через отчаяние, не является высшим уровнем развития человека.

Когда человек прорывается к вере, то здесь, на рели­гиозном уровне, отчаяние — уже грех и противополож­ностью отчаяния является не добродетель, а вера. Вера в то, что для Бога все возможно. Бог может даже сделать бывшеенебывшим.

Эта вера открывается человеку, дошедшему до края, когда для него не остает­ся никакой другой человеческой возможности.

Ж-П.Сартр(1905-1980). По своим взглядам он принадлежит к философскому направлению, полу­чившему название «экзистенциализм», (от лат. existential — существование), т. е. философия существования. В центре внимания экзистенциалистов — проблемы сущности и существования человека.

В одной из ра­бот он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущ­ности этого предмета, т. е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его ста­новление человеком.

Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне сво­боден, его трудный удел — быть всегда в пути, постоянно забо­титься об обретении своей сущности.

А. Камю (1913-1960). Философия Камю заключена в его эссеистике и художественном творчестве - "Посторонний", "Миф о Сизифе", "Чума", "Бунтующий человек".

Человек в мире описывается как "посторонний", и лишь на пороге смерти он чувствует себя умиротворенным и свободным.

Гуманизм Камю направлен не на то, чтобы сделать человека счаст­ливым, а на то, чтобы сделать его сознательным, свободным от догм и идеологий. В духе Достоевского Камю полагает, что мир спасет кра­сота. Она не служит никакой партии и никакому государству - она состоит на службе только у сострадания и свободы. Еще один гумани­стический идеал Камю - идеал универсальной коммуникации. Красота и общение выведут людей из изоляции, помогут установить социальную справедливость.

Философия об этапах и путях развития общества

Книга У.Ростоу, известного американского экономи­ста и социолога, «Стадии экономического роста» Здесь схема однолинейного прогрессивного раз­вития, только вместо формаций употребляется слово стадия. И стадий также пять:

1 стадия — традиционное общество, Здесь господствует аграрное производство.

2 стадия — переходное общество. Появляются научные открытия и изобретения, способные повлиять на производство; появляется предприимчивое инициативное меньшинство, которое переводит общество на рельсы промышленного развития. Складываются нации, и начинается бурное оживление национализма.

3 стадия — сдвиг, или промышленная революция. Происходит быстрое накопление капитала, ускоренное развитие ведущих отраслей промышленности.

4 стадия—стадия зрелости. К этому времени зна­чительно увеличивается национальный доход, бурно развивается автомобиле- и судостроение, станкострое­ние. Общество демонстрирует, что оно может произво­дить все, что захочет.

5 стадия — стадия массового потребления. Внимание сосредоточивается на проблемах потребления и рос­те благосостояния населения. Медицина, отдых, удобное и просторное жилье, высокий уровень комфорта. Возникает общество «всеобщего благоденствия

Освальд Шпенглер (1880 — 1936) — выдающийся немецкий фи­лософ, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры.

С его точки зрения, никакой единой истории чело­вечества нет, линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает крити­ки. Если взять, например, Древний Рим, то там были и Средние века и Новое время, был свой феодализм и свой капитализм.

Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. Имежду ними нет никакой преем­ственности. Шпенглер насчитал восемь таких культур, существовав­ших в человеческой истории: египетская, индийская, ва­вилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя в Америке. Он считал, что ожидается рождение девятой — русско-сибирской культуры.

Каждая культура — это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во все­ленной и т.п.

Шпенглером видят в истории человечества постепенную смену лишь двух фаз развития: вар­варства и цивилизации.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 — 1975) — знаменитый английс­кий историк. Свою главную работу «Постижение истории» он пи­сал почти тридцать лет.

А. Тойнби (1889—1975) создал теорию истори­ческого круговорота сменяющих друг друга локальных цивили­зации.

В своей огромной две­надцатитомной работе «Постижение истории» он насчи­тывал 37 цивилизаций.

Прежде всего он делил все цивилизации на три вида:

I. Расцветшие;

П. Неразвившиеся;

III. Застывшие.

Немецкий социолог А. Вебер(1868— 1958) назвал три стадии развития общества: «молодость», «зрелость» и «упадок».

В последние десятилетия большое влияние получили идеи английского философа и публициста О. Тоффлера(род.в 1928 г.). В развитии человеческой цивилизации он выделил три стадии: аграрную, индустриальную и стадию, названия ко­торой он пока не дал, но связал ее с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

Ревизионизм

Немецкий социал-демократа Э. Бернштейн(1850— 1932) вскоре после смерти Энгельса выступить с критикой ряда положений марксистского учения.

Прежде всего, он подверг критике вывод Маркса об обнищаниепролетариата (хотя и не отрицал факта эксплуатации рабо­чих капиталистами), считал тенденцию к обнищанию пролета­риата преходящей, присущей зачаточному состоянию капитали­стического способа производства и преодолеваемой с течением времени. Бернштейн высоко оценивал роль демократии в современном обществе. По его мнению, политика «малых дел», частичных реформ позволит капитализму постепенно трансфор­мироваться в социалистическом направлении и нет необходи­мости в разрушительных революционных потрясениях, в отказе от демократических завоеваний в пользу диктатуры проле­тариата.

Сегодня позиция Бернштейна во многих отношениях пред­ставляется дальновидной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: