Философия Древней Индии

1. Истоки индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия. 1

2. Периодизация развития индийской мысли. 2

3. Обзор философских школ Древней Индии. 2

4. Общие черты индийской философии. 3

5. Некоторые основополагающие понятия индийской философии. 3

6. Йога. Основные идеи. 4

7. Буддизм. Основные идеи. 7

 

1. Истоки индийской философии: мифология, брахманизм, предфилософия.

Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата Варши – Древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация зародилась несколько тысяч лет до нашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные границы – до десятков, а то и сотен тысяч лет.

В необозримые исторические глубины уходят истоки и духовной культуры Индии, представленной многочисленными мифами, эпическими сочинениями, религиозными и предфилософскими учениями.

Непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связанная с ним древняя религия – брахманизм (по имени Верховного Бога – Брахмá, или Брахмáн). В настоящее время известны четыре Веды – Ригведа (гимны разным богам), Самаведа «Веда мелодий, песнопений» в честь богов), Яджурведа («Веда жертвенных формул, изречений»), Атхарваведа (заговоры на все случаи жизни). Период их формирования оценивается очень противоречиво: от тысячи до десятков тысяч лет. Но можно определенно сказать, что Веды являются одним из самых древнейших письменных памятников человеческой мысли.

Веды в Индии считаются священным писанием, или откровением (шрути), которое записали древние мудрецы (риши). Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Проблематика их весьма широка. Многие гимны по масштабу поднимаемых вопросов и методам их разрешения имеют философский характер.

К каждой Веде (самхите) примыкают несколько «собраний сочинений», написанных позднее. Во-первых, это книги, которые называются Брахманами – сборники комментарием и ритуальных текстов. Во-вторых, это Араньяки (буквально «лесные книги»), т.е. наставления для лесных отшельников. И, в-третьих, это Упанишады (буквально «сидеть у ног Учителя») – философские произведения, которые расцениваются как высшие сокровенные объяснения Вед. Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады формировались постепенно в течение длительного времени.

Значительное влияние на индийскую культуру оказали пураны (тексты религиозного характера), итихасы (исторические произведения) и эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Особое значение для последующего развития философии имела одна из частей Махабхараты – Бхагаватгита (буквально «Песнь Бога»). В ней аватар (воплощение) Бога Вишну Кришна разъясняет своему другу и ученику полководцу Арджуне важнейшие положения духовной философии и принципы йоги.

Развитие философских школ (даршан) Древней Индии тесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев Первоначальная ведическая религия Ариев (племён, покоривших туземные народы Индостана) со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская высшая божественная троица Индра – Сурья – Агни была вытеснены новой: Брахма (Бог-творец) – Вишну (Бог-хранитель миропорядка) – Шива (Бог-разрушитель).

Под влиянием неортодоксальных философских учений, т.е. не придерживающихся традиций и авторитета Вед (джайнизм, буддизм, адживика) к концу I тыс. н.э. брахманизм видоизменяется в индуизм, который в двух своих основных разновидностях (шиваизм и вишнуизм) сохранился до нашего времени почти без изменений.

Основополагающие представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позже стали предметом дальнейшей разработки или критики со стороны философских школ. Важнейшие аспекты этого религиозного миропонимания схематично выглядят следующим образом. Причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто религиозно – как личностное божество, а позже философски – как высшее Абсолютное Начало объективного порядка. Мироздание состоит из трёх миров (трилока) – земного и высших божественных. В них обитают многочисленные живые существа: боги, люди, животные, демоны и т.д. Человек – творение богов и вместе с тем часть природы. Человек наделён Атманом – духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмертной божественной души. Душа включена в круговорот постоянных перевоплощений (колесо сансары), которые регулируются кармой (сначала – бог воздаяния, позже – закон воздаяния). Бытие души в земном мире неизменно отягчается негативной кармой, ведущей к непрерывным страданиям. От неё же зависят условия нового рождения человека. Преодоление негативной кармы, разрыв замкнутого круга сансары и достижение мокши (освобождения) считаются высшими целями религиозной практики.

2. Периодизация развития индийской мысли.

До сих пор в научной среде не сложилось единого мнения о периодах развития индийской мысли. Это связано, прежде всего, с затруднениями в датировках процессов формирования многочисленных школ и течений индийской философии. Поэтому указанные ниже периоды следует воспринимать с определённой долей относительности.

1). Ведический период начинается в глубокой древности и завершается примерно в VI–V вв. до н.э. На протяжении этого периода формируется основная часть ведической литературы (Веды, Брахманы, Упанишады). Возникновение древних эпических произведений – Махабхараты и Рамаяны – некоторые востоковеды склонны относить так же далеко за VI в. до н.э. В это время в Древней Индии преимущественно развиваются мифологический, религиозные и предфилософские учения.

2). Классический период: VI–V вв. до н.э. – первая половина I тыс. н.э. Возникают и получают основательное развитие важнейшие школы индийской философии.

3). Постклассический (или схоластический) период: первая половина I тыс. н.э. – XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода. Многие произведения этого этапа отличаются полемичностью и схоластическими наклонностями, хотя, конечно, есть и исключения.

4). Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии: XIX в. – настоящее время. Происходит возрождение классических и возникновение новых философских учений.

3. Обзор философских школ Древней Индии.

Начало индийской философии принято соотносить с VI в. до н.э. Но, вероятно, этот условный рубеж не должен абсолютизироваться, так как некоторые философские школы начала развиваться, по крайней мере, ещё за несколько столетий до него (адживика, джайнизм, санкхья, йога).

По сложившейся традиции школы индийской философии разделяют на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Принцип разделения – отношение конкретной школы к Ведам и ведической религиозно-предфилософской традиции.

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а, следовательно, и существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, перевоплощение души, высшие миры. Это санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Две последние школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре образованы на независимых основаниях. Все названные школы – идеалистические либо тяготеющие к идеализму.

Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед или, по крайней мере, критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени уже приобрёл формально-ритуальный, догматический характер. Это адживика, джайнизм, чарвака, или локаята, буддизм.

Строго говоря, важнейшие аспекты философского понимания мира и человека в джайнизме и буддизме не так уж принципиально отличались от ведической философии. В этих школах признавалась и трансцендентная реальность (высшие миры), и посмертная жизнь, и перевоплощение, и сверхчеловеческие (божественные) существа. Острие их критики было направлено против религиозно-культовой и социальной практики браминов (жрецов), монополизировавших духовную истину и превративших её в пустой, но очень прибыльный ритуал.

А вот воззрения адживиков и чарваков действительно имели качественные отличия от ведического миропонимания. Сторонники чарваки, например, отрицали Бога, посмертное бытие, перевоплощения, высшие миры, существование души. Цель жизни они видели в поиске наслаждений. Чарвака – наивно материалистическая школа. Адживика также во многом тяготела к материализму.

4. Общие черты индийской философии.

Долгое время индийская философия оставалась практически не известной западному миру. Даже в ХХ в. далеко не все системы восточной философии были достаточно изучены. При этом стиль или форма выражения индийской, да и китайской мысли нередко подвергались необоснованной критике и унижению – говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии и мистицизма. До сих пор встречаются учебники, в которых восточная мысль освещается очень бегло и поверхностно, а порой и не освещается совсем. Всё это – закономерное следствие необъективных представлений многих западных, в том числе и российских философов относительно истории, специфики и проблематики восточных учений.

На исходе двадцатого столетия, к сожалению, лишь отдельные эрудированные специалисты ясно представляли, какое масштабное влияние оказала мысль Востока, в первую очередь, Древней Индии на западную философскую традицию. Пифагор, Платон, Парацельс учились у восточных мудрецов. Лейбниц, Кант, Гегель, Фрейд порой лишь переоткрывали для Запада многие истины, хорошо известные индийским риши. Шопенгауэр и Толстой явно использовали идеи индийской философии. Сочинения Блаватской, Ла Дью, Рерихов целиком основаны и насквозь пропитаны эзотерической мудростью Востока.

Философская традиция Индии своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Отметим ее общие, наиболее существенные характерные черты.

1). Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, атеисты, идеалисты, материалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои взгляды.

2). Преобладание духовной проблематики (спиритуализма) и тесная связь с религиозными учениями. Основой философских систем нередко являлось не просто интеллектуальное умозрение, но особый мистический опыт, который выражался рациональными средствами.

3). Философия, как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека.

4). Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека – достижение освобождения (мокша, или мукти) от страданий и материальных оков земного мира.

5). Пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением. Он основан на душевной неудовлетворённости и беспокойстве за существующий порядок вещей, при котором мир наполнен страданиями. Стремление осознать причину зла и преодолеть его стимулирует развитие философии, которая привносит оптимистическую идею о возможности освобождения.

6). Практически все школы, кроме чарваки, так или иначе, разделяют убеждение в существовании «вечного нравственного миропорядка» – высшей упорядоченности и справедливости, которые властвуют над всеми мирами и их обитателями – богами, людьми и животными.

7). Незнание (авидья) расценивается как причина зависимости и страданий живых существ. Освобождение невозможно без приобретения духовного знания о подлинной реальности.

8). Нехарактерно противопоставление Бога и человека.

9). В большинстве случаев бытие рассматривается с точки зрения идеалистического монизма. Крайний материализм, вроде учения чарваков, в индийской философии большая редкость.

10). Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математика, механика, астрономия, химия, медицина и др.), связанных с изучением объективной действительности, многие философские учения тяготели к субъективному опыту, а потому не были лишены известной доли умозрительности.

11). Вся индийская культура, и философия в том числе, отличается приверженностью традиции. В крайних проявлениях это приводило к исторической инертности и торможению развития передовых культурных тенденций.

5. Некоторые основополагающие понятия индийской философии.

Брáхман – понятие, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой близкий по значению термин – Пара Брахма (Парабраман), что буквально означает «за пределами Брахмы».

Атман – высшее субъективное, духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый, вселенский – как некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй, индивидуализированный – как высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив Атма) – Высший Бог, находящийся в глубинах субъективности каждого человека.

Джива – в широком значении божественная душа человека, или искра жизни. В определённом смысле соответствует европейскому термину «монада» в его лейбницианском и теософическом понимании. Иногда Джива, или Джив Атма обозначает единое вселенское жизненное начало духовного свойства.

Сансара – круг постоянных странствований, или перевоплощений человеческой души. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия (локи), существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мир и возрождается в новом теле. Этот цикл повторяется бесчисленное количество раз до тех пор, пока не будет достигнуто освобождение.

Мукти – освобождение от сансары и власти земной кармы. Мукти – во многом смысловой аналог понятия «мокша», которое, в свою очередь, близко буддийскому термину «нирвана».

Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход нирвани (т.е. того, кто достиг нирваны) в сферы высшего надземного бытия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угасание», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угасание всякой жизни». В действительности, для посвящённых буддистов это означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному земному бытию.

Карма – закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо рано или поздно настигают последствия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний. От кармы зависят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение. (Существуют и другие значения).

Майя – иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман, Атман). Её достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара.

Авидья – незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших истин бытия.

Лока – область, место, сфера, мир. В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров, или сфер) – три локи, семь лок, четырнадцать лок. Таким образом выражается представление о существовании множества миров – материального, земного и духовных надземных.

Пуруша – духовный аспект мироздания, духовный прообраз человека – «небесный человек», иногда – высшее духовное «Я» человека.

Пракрити – материальная природа, как противоположность духовной природы (Пуруши).

6. Йога. Основные идеи.

Понятие «йога» (санскрит) обычно переводят как «соединение», «союз», «связь», «созерцание», «размышление». Возникает закономерный вопрос, о какой связи идёт речь или что с чем соединяется? Крупнейшие теоретики и практики йоги отвечают так: йога – это соединение (связь) личного ограниченного сознания человека с безграничным Высшим Космическим Сознанием, которое может трактоваться как Мировой Дух, Абсолютная Божественная Личность, Атман и т.д. Не будет ошибкой, если сказать также, что йога является практической системой духовного совершенствования человека, основанной на определённых этических положениях и психофизических методиках.

Когда и где появилась йога? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести разделительную черту между йогой как одной из индийских философских школ ортодоксального направления и йогой как практической системой психофизических методов духовного развития, которые использовались почти всеми школами индийской философии, за исключением чарваки и мимансы.

Йога как метод появилась в глубокой древности. Её знали в Индии, в Египте, возможно, и в других странах. Ничего более определённого наука сказать не может. Йога как философская школа появляется примерно до н.э. Толчком к её развитию явилась работа мудреца Патанджали [1] под названием «Йога-сутра». В этом произведении, выполненном в виде краткого конспекта основных идей и афоризмов, Патанджали систематизирует известные ему методики йоги и подводит под них философскую базу школы санкхья. Поэтому классическую йогу Патанджали иногда называют санкхья-йогой.

К концу ХХ в. науке было известно уже немало древних йогических произведений. Их можно разделить на две группы – написанные до Патанджали и после него. К первой группе относятся Веды, Махабхарата (Бхагаватгита), ранние Упанишады, ранние джайнистские и буддийские сутры (если Патанджали жил позже V в. до н.э.), в которых уже определённо просматриваются йогические идеи. Ко второй группе относятся комментарии Вьясы к «Йога-сутре» – «Йога-бхашья», или «Вьяса бхашья» (IV в. н.э.(?)), подкомментарий Вачаспати к работе Вьясы, именуемый «Таттва вайшаради» (IX в.), «Йога-манибраха» Бходжараджи, «Йога-варттика» и «Йога-сара-сантраха» Виджнянабхикшу, а также другие работы.

Рассмотрим теперь основные философские положения йоги. В целом они соответствуют философским идеям Вед. Хотя есть в них и некоторая специфика – в понимании сознания и проблемы освобождения.

Космология и онтология. Вселенная включает в себя семь миров. Первый – это земной мир. Второй – мир промежуточного пространства – планеты, звёзды, созвездия. Первый и второй миры составляют физическую сферу бытия. Третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой – небесные миры. Они составляют духовную сферу бытия. Вся эта космологическая структура заключена в мировое яйцо – некую силовую сферу, охватывающую всё космическое пространство.

Высший аспект бытия – Атман – Мировая Душа (Мировой Дух). Чаще вместо понятия «Атман» использовался термин «Пуруша» – духовная субстанция (духовная природа). В санкхья-йоге выделялись две разновидности Атмана: а) высший Атман – творец вселенной (Бог), именуемый Ишвара; б) низший Атман – совокупность человеческих разумных существ, т.е. множество пурушей (духовных субстанций).

Духовная Природа в своём высшем аспекте (т.е. Атман, или Пуруша) существует вечно. Неуничтожима и материальная природа (пракрити). Она имеет три основных свойства (гуны) материальности: тамас (инертность), раджас (движение), саттва (равновесие). Материальная природа с её гунами изменчива и непостоянна. В отличие от вечного бытия Атмана, она вечно трансформируется. Таким образом, вечное бытие духовной природы противопоставляется вечной изменчивости природы материальной.

Теология. В санкхья-йоге признаётся существование Бога. Бог понимается теистически, т.е. как Абсолютная Верховная Личность, которая находится над человеческими личностями. Иногда Бог воспринимается и более абстрактно – как вечный совершенный всемогущий вездесущий Дух.

Антропология. Человек рассматривается как комбинация духа (индивидуальное «Я» – пуруша), органа разума (манас) и плотного физического тела. Санкхья-йога разделяет ведическое учение о сансаре и карме. Высшая цель человека – достижение освобождения.

Гносеология. С точки зрения йоги познание отражает объективно существующий мир. Источники человеческого познания – чувственный опыт, мышление (разум), авторитетные свидетельства, метафизический (т.е. сверхчувственный) опыт. Метафизический опыт имеет в йоге первостепенное значение, и на него опираются многие философские выводы.

В процессе познания сознание субъекта оперирует не образом объекта, а самим объектом. Они выступают как некое взаимосвязанное целое. Каждый субъект самостоятельно формирует собственное представление об объекте. Поэтому об одном объекте могут быть разные представления. Всякое познание – это «окрашивание» сознания объектом. Вьяса, например, объясняет это с помощью следующей метафоры: сознание – бесцветный хрусталь, объект – цветная подставка под ним, которая «окрашивает» хрусталь, т.е. передаёт ему свои определённые свойства. Следовательно, познание – это отражение в сознании свойств познаваемого объекта. В каком-то смысле это есть проникновение субъекта в объект. Точнее, проникновение «энергии» сознания в сущность вещи.

Сознание. Сознание имеет субстанциальную основу. Вместе с тем оно есть особая функция Мирового Духа (Пуруши), функция, осуществляющаяся через материальную природу (пракрити). Высший и единственный подлинный субъект, существующий в мире, это Мировой Дух (Пуруша, или Атман). Он проявляется в индивидуальных человеческих и нечеловеческих сознаниях, но вместе с тем не тождествен им.

Индивидуальное сознание имеет диалектическую природу. С одной стороны, оно выступает субъектом по отношению к внешним объектам. С другой – оно есть объект рефлексии по отношению к деятельности Мирового Духа (Пуруши).

Цель йоги – освобождение. Как правило, считается, что духовная цель йоги – освобождение сознания от невежества, власти кармы и постоянных перерождений в сансаре. Но это есть поверхностная или промежуточная цель, за которой скрывается другая, ещё более высокая и абстрактная, а в силу этого ещё менее понятная для обычного человека. Освобождение сознания, полагают Гуру (Учителя) йоги, не может считаться высшей целью, так как индивидуальное сознание не является самостоятельным (автономным). Оно существует не для себя и не ради себя, а для неких Целей некоего Существа (сущности). Это Существо, или Сущность – Абсолютный Мировой Дух (Атман, Пуруша, или Бог). Его Цель – получение опыта бытия, а затем – освобождение от власти материи и материального бытия.

Путь освобождения индивидуального сознания – через осознание истины о том, что подлинное духовное «Я» человека стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья личного, это выше пространства, времени и физического мира. Это есть осознание себя как Абсолютного Духа, пребывающего над изменениями, страданиями, злом и смертью. Система йоги предлагает специальные практические методы достижения освобождения.

Йогическая практика. Методика достижения освобождения в классической йоге опирается на следующие фундаментальные основания: 1) этическое совершенствование; 2) аскетическую практику; 3) систему психотехнических упражнений.

Всё это считается вспомогательными средствами йоги. В более детальном варианте они составляют классические восемь ступеней йоги.

1. Самоконтроль (ямá). Основу самоконтроля составляют следующие способности: ненасилие, правдивость, воздержание в сексе и других потребностях, неприятие даров.

2. Соблюдение этических предписаний (нияма). Основные из них – нравственная чистота в помыслах, словах и деяниях, удовлетворённость собственным положением, самообучение и самосовершенствование, подвижничество, преданность Богу (Высшей Реальности).

3. Дисциплина тела (асаны). Через специальные статические и очистительные упражнения развивается выносливость и жизнеспособность физического тела.

4. Дисциплина дыхания (пранаяма). Регулирование дыхания и подчинение его контролю воли.

5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара). Развитие волевого управления органами чувств.

6. Концентрация сознания (дхарана). Развитие внимания на определённом предмете.

7. Созерцание (дхьяна). Развитие однородной сфокусированности сознания.

8. Полное сосредоточение и транс (самадхи).

С первой по пятую ступень происходит развитие внешних средств йоги. С шестой по восьмую – внутренних. Дхарана, дхьяна и самадхи – три ступени (степени) психотехнической практики. Именно отсюда начинается настоящая йога. Все остальное – подготовительные средства.

Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человеческого духа. В йоге это называют «совершенными способностями». К ним относится, например: чтение чужих мыслей; способность быть невидимым; способность не ощущать голода и жажды; способность не чувствовать боли; знание о моменте собственной смерти; знание прошлых и будущих событий; знание чужих и своих прошлых жизней; способность озарения; обострение органов чувств; перемещение сознания из одного тела в другое; свободное передвижение в пространстве; левитация; способность повелевать природными стихиями; всезнание; способность создавать материальные объекты силой мысли и т.д.

Более детально с теорией и практикой можно ознакомиться в специальной литературе [2].

7. Буддизм. Основные идеи.

Буддизм – неортодоксальное религиозно-философское учение, оказавшее огромное влияние на мировую философскую мысль.

Основатель буддизма – Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни – «отшельник из рода Шакьев») – сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством учёных относится к VI–V вв. до н.э. До нас дошло множество красивых легенд о жизни Будды, в которых, однако, подлинные события нередко дополнялись некоторыми преувеличениями и мифологическими сюжетами, привнесёнными последователями Благословенного.

Известно, что с самого детства юный царевич был склонен к размышлениям о проблемах бытия. Позже, по одной из версий, – в возрасте около тридцати лет Сиддхартха, осознав непостоянство жизни и наполненность её страданиями, отказывается от дворцовой роскоши и своего царского положения и становится отшельником. Спустя много лет он достигнет Озарения и раскроет причину человеческих страданий, а также другие великие тайны бытия.

С тех пор отшельник Сиддхартха Гаутама получает духовный титул «Будда», что означает «просветлённый», или «озарённый». До конца своих дней Гаутама Будда будет проповедовать дхарму – учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. В течение столетий миллионы людей найдут в нём своего духовного учителя.

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Своё учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») – собрание буддийских канонических текстов. В «Трипитаке» выделяют три раздела:

1) «Виная-питака» («Собрание дисциплинарных правил») содержит в основном правила поведения буддиста и принципы организации сангхи (буддийской общины);

2) «Сутта-питака» («Собрание текстов») представляет изложение в виде проповедей и притч учения буддизма в его наиболее первоначальной форме, как лишённая философского и мифологического обрамления этико-практическая доктрина;

3) «Абхидхарха-питака» посвящена философской проблематике учения Будды.

Фундаментальными основаниями буддизма являются «четыре благородные истины». В кратком изложении они выглядят так:

1). Земная жизнь полна страданий от непрерывных рождений и смертей.

2). Страдания имеют причину. Она заключается в жажде чувственной материальной жизни, заставляющей человека рождаться в мире страданий вновь и вновь.

3). Существует возможность прекращения страданий благодаря просветлению и отрешению от жажды чувственной материальной жизни.

4). Существует практический восьмеричный путь достижения просветления, освобождения от жажды материальной жизни и достижения высшего состояния бытия – нирваны. Ступени этого пути: правильное распознавание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная самодисциплина, правильное сосредоточение и озарение (самадхи).

Учение Будды в первоначальном чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положения, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. Поэтому настоящий буддизм правильнее считать этико-философским учением или, как иногда ещё говорят, духовным Учением Жизни, хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма.

Этические идеи Будды опираются на мощную философскую платформу (онтологию, антропологию и гносеологию), краеугольными камнями которой являются следующие положения:

1). Отрицание Бога как некоего личного (антропоморфного) существа, сотворившего и управляющего миром.

2). Признание всеобщего закона причинности (детерминизм), который определяет все явления и процессы в материальном и духовном мирах, поскольку существование всего в мире обусловлено предшествующими причинами. Внепричинные («чудесные» и сверхъестественные) события отвергаются. Эти воззрения называются теорией обусловленного существования (или зависимого происхождения) вещей. Закон кармы – один из аспектов этой теории.

3). Убеждение в существовании высших (надземных, духовных, трансцендентных, метафизических) миров, как особых состояний космического бытия. Нирвана – олицетворение наивысших из этих состояний.

4). Теория всеобщей изменчивости, согласно которой в природе не существует ничего постоянного и неизменного. Все вещи подвержены определённым преобразованиям в зависимости от тех или иных причин.

5). Отрицание неизменности души. Буддисты признают активную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается. Перевоплощению подлежит не личная душа, а сверхличный поток духовной энергии, в котором формируются относительно устойчивые (на одну жизнь) комбинации дхарм, или скандх (психоэнергетических элементов). Человек воспринимается в буддизме как духовная индивидуальность, сформировавшаяся в результате своих многочисленных существований в виде отдельных личностей в прошлых воплощениях. При каждом новом рождении индивидуальность проявляется в земном мире лишь частично.

6). Стремление к эмпирическому (т.е. опытному) обоснованию этических и философских постулатов. Вместе с тем нельзя утверждать, что теория познания в буддизме имеет чисто эмпирический в его европейском понимании характер. В буддизме признаются чувственные, рациональные и иррациональные (метарациональные, или духовные) методы познания. Следует обратить внимание и на то, что Будда избегал рассуждений о высшей сверхфизической реальности. По его мнению, её познание предполагает высшие (метарациональные) способности сознания и значительный личный духовный опыт ученика. Земной рациональный и чувственный опыт здесь недостаточен.

7). Высшие духовные цели человека – освобождение от невежества (авидьи), преодоление страданий и привязанности к земному бытию, достижение нирваны и бескорыстная помощь другим страдающим существам. Реализации этих целей в конечном счете и была подчинена жизнь буддийской общины (сангхи).

С течением времени в рамках буддизма появилось множество направлений и философских школ, во многих из которых идеи учения Будды претерпели существенные изменения. В позднем буддизме выделяют около 30 школ. Важнейшие направления буддизма, как этико-философского и религиозного учения: махаяна – «Большая колесница» (или так называемый Северный буддизм), хинаяна – «Малая колесница» (или так называемый Южный буддизм), ваджраяна – «Алмазная колесница».

Основные философские школы: Шунья-вада (мадхьямика) – Нагарджуна Асвагхоша; Виджняна-вада (йогачара) – Асанга Васубандха Дигнага; Саутрантика – Кумаралабдха Дхармогтара Яшомитра; Сарвасти-вада (вайбхашика) – Катьяянипутра Васумитра Бхаданта.

Национальные разновидности буддизма:

Ламаизм (Тибет, а также Монголия, Китай, Бурятия, Калмыкия, Тыва);

Чань-буддизм (Китай, Корея);

Дзен-буддизм (Япония, со второй половины ХХ в. популярен в США).

 

Сост. Ткачева Е. Б.


[1] Время жизни Патанджали не установлено. Предполагают, что он мог жить в период с VII в. до н.э. по II в. н.э.

[2] См., например: Бхагаватгита // Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. С. 171–188. Классическая йога. М., 1992. Вивеканада. Практическая веданта / Пер. с англ. М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: