Оценка стоимости собственного капитала имеет ряд особенностей, основными из которых являются:
а) необходимость постоянной корректировки балансовой суммы собственного капитала в процессе осуществления оценки. Принципы такой корректировки рассмотрены ранее.
б) оценка стоимости вновь привлекаемого собственного капитала носит вероятностный, а следовательно, в значительной мере условный характер. Если привлечение заемного капитала основывается на определенных контрактных или иных фиксированных обязательствах предприятия, то привлечение основной суммы собственного капитала таких контрактных обязательств не содержит (за исключением эмиссии привилегированных акций) и могут быть скорректированы по результатам хозяйственной деятельности;
в) суммы выплат собственникам капитала входят в состав налогооблагаемой прибыли, что увеличивает стоимость собственного капитала в сравнении с заемным
г) привлечение собственного капитала связано с более высоким уровнем риска инвесторов, что увеличивает дисконты при оценке стоимости капитала (см. часть 1) за счет рисковой составляющей. Это связано с тем, что претензии собственников (за исключением владельцев привилегированных акций) подлежат удовлетворению при банкротстве предприятия в последнюю очередь;
д) привлечение собственного капитала не связано, как правило, с возвратным денежным потоком по основной его сумме, что определяет большую безопасность использования собственного капитала с позиций обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Последнее стимулирует предприятие на привлечение дополнительных средств в собственный капитал, даже при условии высокой стоимости привлечения.
Базовыми элементами стоимости собственного капитала являются:
1. Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитываются:
а) средний размер собственного капитала в отчетном периоде по балансовой стоимости. Этот показатель служит исходной базой корректировки суммы собственного капитала с учетом текущей рыночной его оценки. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутригодовых отчетных периодов;
б) средняя сумма используемого собственного капитала в текущей рыночной оценке. Методика расчета этого показателя изложена ранее;
в) сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов, дивидендов и т.п.) за счет распределяемой прибыли предприятия. Эти выплаты и представляют цену, которую предприятие платит за собственный капитал. В большинстве случаев эту цену определяют сами собственники, устанавливая размеры дивидендов на вложенный капитал в процессе распределения чистой прибыли.
Стоимость функционирующего собственного капитала (собственного капитала на начало периода) предприятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:
Рфо = Дс / ССсредн
Рфо —стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде; Дс —сумма дивидендов, выплаченных собственникам предприятия за отчетный период; CСсредн —средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.
Управление стоимостью этого элемента собственного капитала определяется дивидендной политикой предприятия, основные принципы которой будут рассмотрены далее.
Плановая стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде определяется по формуле:
Рфп (1) = Рфо * (1+g),
где Рфп (1) —стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде; g —планируемый прирост дивидендных выплат на 1 рубль собственного капитала.
2. Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода оценивается на основе будущих доходов собственников, так как нераспределенная прибыль представляет собой капитализированную часть дивидендов собственников. Так как собственники могли бы получить всю распределяемую прибыль в виде дивидендов и затем инвестировать их иначе, то стоимость прибыли оставленной в собственном капитале предприятия имеет ту же стоимость, что и выплаченная на дивиденды, т.е.
Рфп п (1) = Рфп (1).
Таким образом, стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде и стоимость нераспределенной прибыли в этом же периоде равны, то при оценке средневзвешенной стоимости они могут рассматриваться как единый элемент с ценой капитала Рфп (1).
Нераспределенная прибыль используется, прежде всего, для инвестиций, что и определяет цели управления этой частью собственного капитала. В частности, вложения, осуществляемые предприятием должны давать рентабельность инвестиций не меньшую, чем стоимость нераспределенной прибыли.
3. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала. Стоимость привлечения зависит от того, какие акции эмитируются – привилегированные с фиксированным платежом, привилегированные с фиксированной долей прибыли на дивидендные платежи или обыкновенные акции.
Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций с фиксированным платежом определяется:
· фиксированным размером платежей на номинал акции,
· размером отчислений по налогу на прибыль, так как дивиденды выплачиваются из прибыли после налогообложения;
· эмиссионными затратами по выпуску акций, в которые включаются расходы по подготовке проспекта эмиссии и ее регистрации, а также расходы на размещение выпущенных акций.
· Возможным не совпадением номинальной и продажной стоимостью акций (эмиссионный доход)
С учетом этих факторов стоимость дополнительно привлекаемого собственного капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:
Рпр = rпр *УКпр / (УКпр *(1+(Рр-1)* (1 – Снп))-ЭР)
где Рпр —стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций; Рр — превышение продажной стоимости акции над номинальной стоимостью акций; rпр — дивидендный процент на номинал акции; УКпр — номинальная стоимость эмиссии привилегированных акций; ЭР — затраты по эмиссии акций; Снп —ставка налога на прибыль.
В случае эмиссии привилегированных акций с фиксированной долей распределяемой прибыли на дивиденды их стоимость оценивается по формуле:
Рпр = sпр *PП / (УКпр *(1+(Рр-1)* (1 – Снп ))-ЭР)
где sпр — доля распределяемой прибыли направляемой на дивиденды по привилегированным акциям;
РП — ожидаемая (плановая) распределяемая прибыль.
Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии обыкновенных акций требует учета таких факторов как:
а) номинальной стоимости дополнительной эмиссии обыкновенных акций (УКэа);
б) суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на обыкновенные акции (Доа);
в) планируемого темпа прироста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов(g);
г) планируемых расходов по эмиссии акций (ЭР);
д) получаемый эмиссионный доход за счет превышения стоимости продажной стоимости акций над номиналом (ЭД).
е) номинальной стоимости обыкновенных акций (УКа) до эмиссии;
Стоимость привлечения собственного капитала (Роа) в виде обыкновенных акций определяется по формуле:
Роа = Доа*(1+g)/УК а*УК эа / (УКэа *(1+(Рра-1)* (1 – Снп ))-ЭР)
где Рра — превышение продажной стоимости обыкновенных акции над номинальной стоимостью акций
Дивидендная политика
Под дивидендной политикой понимают систему правил, определяющих распределение прибыли после налогообложения на потребляемую и капитализируемую части в зависимости от конкретных экономических условий, в которых функционирует предприятие. В качестве основной цели, достижение которой должна обеспечить дивидендная политика можно рассматривать максимизацию рыночной стоимости предприятия.
Существует несколько основных теоретических подходов к формированию дивидендной политики.
Первым из них является «теория предпочтительности дивидендов» предложенная М. Гордоном и Д. Линтнером. В соответствии с этим подходом каждая единица прибыли, выплаченная в форме дивидендов, всегда стоит дороже, чем доход, отложенный на будущее. В соответствии с ней капитализация прибыли должна происходить только в той степени, чтобы она обеспечивала рост дивидендов. В основе теории лежит представление, о том, что собственники оценивают дивиденды более высоко, чем реинвестированную прибыль из-за фактора риска неполучения прибыли в будущих периодах.
Развитием этой теории стала «Сигнальная теория дивидендов». В ее основе лежит положение, что рыночная (курсовая) стоимость акций практически прямо зависит от размера выплачиваемых дивидендов. Выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и можно ожидать существенный рост прибыли в предстоящем периоде Тем самым при росте дивидендных выплат автоматически возрастает курсовая стоимость акций. Повышение рыночной стоимости может дать акционерам дополнительный доход при продаже акций.
Полной противоположностью предшествующих двух теорий является «Теория минимизации дивидендов», которая постулирует, что рост стоимости акций определяется не реальными доходами, а их потенциальной величиной. Так как реинвестиции в капитал приводят к минимизации налоговых платежей и текущих выплат по привлечению средств, то эффективная дивидендная политика должна обеспечивать максимизацию капитализации прибыли, а, следовательно, и минимальный уровень дивидендов. Собственники могут получить доход не за счет дивидендов, а за счет продажи акций. Подобный подход отражает точку зрения крупных инвесторов и может не устраивать мелких акционеров, вкладывавших средства в компанию с целью получения дивидендных выплат. В результате, спрос на акции компании может снизиться, а их курс вместо того, чтобы вырасти, упадет.
Промежуточную позицию между «сигнальной теорией» и «теорией минимизации дивидендов» занимает "теория клиентуры". В соответствии с ней дивидендная политика строится исходя из менталитета большинства акционеров, в том числе и в области их ожидания дивидендов. Если основной состав акционеров составляют консервативно мыслящие акционеры, то они отдадут предпочтение текущему доходу и дивидендная политика должна строиться на максимизации этих выплат. Если среди акционеров преобладают стратегически мыслящие лица, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли. Теория предполагает, что если состав акционеров первоначально был неоднородным, то та часть акционеров, которая будет не согласна реализуемой дивидендной политикой, продаст свои акции, в результате чего состав участников общества станет более однородным.
Практическое использование этих теорий позволило выработать 5 основных подхода к формированию дивидендной политики
1. Политика дивидендных выплат по остаточному принципу
2. Политика стабильного размера дивидендов
3. Политика с гарантированным минимальным уровнем дивидендов
4. Политика стабильной доли дивидендных выплат в прибыли
5. Политика постоянного роста размера дивидендов
Политика дивидендных выплат по остаточному принципу предполагает, что размер прибыли направляемой на дивиденды определяется только после того, как был сформирован инвестиционный портфель, в который вошли все проекты, имеющие рентабельность инвестиций выше, чем средневзвешенная стоимость привлечения средств в компанию. Такой подход обеспечивает высокий темп роста собственного капитала. Основным достоинством этой политики является рост финансовой устойчивости компании. Недостатки подобной политики заключаются в непрогнозируемости размеров дивидендных выплат, малой доходности акций. Такая дивидендная политика может использоваться на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, имеющего достаточно большие перспективы роста.
При политике стабильного размера дивидендов величина выплат на акцию на протяжении относительно длительного периода остается неизменной. При высоких темпах инфляции размер дивидендов корректируется на индекс инфляции. Основным ее достоинством является полная предсказуемость дивидендных выплат, которые для акционеров начинают ассоциироваться с купонными платежами на облигации. Обычно акции эмитентов, проводящих такую политику, имеют стабильную курсовую стоимость на фондовом рынке. К ее недостаткам следует отнести то, что в периоды с низким размером получаемой прибыли инвестиционная деятельность компании может быть сведена к нулю, а в периоды с очень высоким размером прибыли могут осуществляться инвестиции в абсолютно неэффективные проекты. Для того чтобы избежать негативных последствий, возникающих при плохой конъюнктуре, размер дивидендных выплат устанавливается на относительно низком уровне. Подобная политика может реализовываться компаниями, достигшими уже значительного развития, оперирующими на стабильных рынках.
Политика с гарантированным минимальным уровнем дивидендов предполагает выплату дивидендов как минимум на предусмотренном уровне, а при получении высокой прибыли к нему добавляется " экстра-дивиденд". Подобная политика позволяет теснее увязать финансовые результаты деятельности предприятия с размером выплачиваемых дивидендов. Ее достоинством является также возможность влиять на курсовую стоимость акций в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры. Недостатки этой политики начинают проявляться при продолжительном периоде выплат дивидендов на минимальном уровне. В этот период инвестиционная привлекательность компании снижается и соответственно падает курсовая стоимость акций. Обычно считается, что подобная политика является наиболее рациональной для большинства предприятий. Такая дивидендная политика может быть рекомендована компаниями с высокой нестабильностью размера прибыли или постоянно изменяющимися перспективами развития.
Политика стабильной доли дивидендных выплат в прибыли предусматривает установление долгосрочного постоянного коэффициента дивидендных выплат в распределяемой прибыли. Достоинством этой политики является прямая связь дивидендов с размером получаемой прибыли и значит прозрачность для рыночной оценки. Основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат, а также курсовой стоимости акций. Кроме того, резкое изменение дивидендных выплат "сигнализирует" о высоком уровне риска операционной деятельности данной компании, что приводит к дополнительному снижению курсовой стоимости акций. Подобную политику могут позволить себе осуществлять только зрелые компании со стабильной прибылью.
Политика постоянного роста размера дивидендов предполагает стабильное увеличение дивидендов на акцию в течение продолжительного периода. Подобная политика предназначена для повышения курсовой стоимости акций. При осуществлении такой политики, как правило, устанавливают фиксированный годовой процент прироста дивидендов. Достоинством такой политики является то, что она формирует положительное представление о перспективах роста компании у потенциальных инвесторов. Стоимость акций у таких компаний быстро растет, а при дополнительной эмиссии они могут легко ее разместить. Недостатки прямо вытекают из преимуществ, так как эта политика оказывается негибкой, ведет к росту финансовой зависимости при неблагоприятной конъюнктуре, а также увеличивает вероятность банкротства. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально быстрорастущие компании..
Выбор конкретной дивидендной политики акционерным обществом осуществляется на основе учета пяти групп факторов:
1. Факторы, характеризующие инвестиционные потребности предприятия, к которым относятся:.
а) стадия жизненного цикла компании;
б) необходимость интенсивного инвестирования в силу конъюнктурных особенностей рынка Например, необходимость значительных инвестиций при быстром росте рынка или изменении требований к качеству продукции.
в) наличие реальных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности.
2. Факторы, определяющие возможности привлечения внешних финансовых ресурсов, а также их стоимость. К их числу можно отнести возможность размещения дополнительной эмиссии, привлечения дополнительного заемного капитала, а также их стоимости для компании. Должен учитываться и уровень платежеспособности предприятия, а также наличие неотложных платежей по ранее полученным кредитам
3. Факторы, связанные с объективными экономическими ограничениями, к которым относятся система налогообложения, достигнутый уровень рентабельности капитала, а также соотношение между собственным капиталом и заемными средствами.
4. Факторы состояния рынка, к которым относятся:
· Стадия цикла товарного рынка, на котором действует компания;
· Уровень дивидендных выплат у конкурентов;
5. Факторы определяющие возможность утраты контроля над управлением компанией или ее недружеского поглощения. Они могут возникнуть в результате скупки акций конкурентами, а также банкротства фирмы
На основе анализа перечисленных факторов обычно формируют долгосрочную дивидендную политику, а также текущую дивидендную политику, которая определяет не только общие принципы распределения прибыли, но и конкретный механизм распределения прибыли, под которым понимают определенную последовательность действий по определению дивидендных платежей в текущем (плановом) периоде.
В качестве подобного механизма можно рассмотреть следующую последовательность действий:
1. Формирование "дивидендный коридора ", под которым понимают распределяемую прибыль за вычетом отчислений в резервный капитал и другие фонды, создание которых может быть предусмотрено уставом компании.
2. Распределение прибыли в рамках дивидендного коридора накапитализируемую, используемую для премирования персонала и направляемую на дивиденды. Это распределение происходит в соответствии с той дивидендной политикой, которую выбрала компания.
3. Распределение дивидендных платежей по видам акций. Сначала определяются средства, направляемые на выплаты по привилегированным акциям (ФДпр). В зависимости от типов этих акций размер этих выплат определяется по формулам
или
Где rпр — дивидендный процент на номинал привилегированной акции; УКпр — номинальная стоимость эмиссии привилегированных акций; sпр — доля распределяемой прибыли направляемой на дивиденды по привилегированным акциям; РП — распределяемая прибыль
Размер дивидендов на обыкновенную акцию (Дпа) определяется по формуле:
Дпа = (ФД – ФДпр ) / К ао
ФД – общий фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с дивидендной политикой; К ао - количество обыкновенных акций, в уставном капитале компании.
Выплата дивидендов обычно осуществляется деньгами, но иногда используются и такие виды выплат как:
- выплата дивидендов акциями, которая предусматривает обязательное предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат;.
- индивидуальное реинвестирование в акции, которая даетакционерам право индивидуального выбора — получить ли дивиденды наличными, или в дополнительных акциях.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а) коэффициент дивидендных выплат (К дв ). Он рассчитывается по формулам:
К дв = ФД/РП
б) доходности акций (Y ц/д). Она определяется по формуле:
Y ц/д = Да / Pа - 1
Где Ра— рыночная цена одной акции; Да— сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
Эмиссионная политика
Под эмиссионной политикой предприятия понимают основные принципы и способы, привлечения финансовых ресурсов, используемые предприятием за счет выпуска и размещения на фондовом рынке ценных бумаг. В настоящем разделе рассматриваются вопросы эмиссии только акций, а выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг будут рассмотрены далее. В контекст эмиссионной политики не включаются организационные аспекты выпуска ценных бумаг, такие как подготовка и публикации эмиссионного проспекта, регистрация выпуска и т.д.
Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки за счет выпуска и размещения собственных акций.
Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:
1. Исследование возможностей эффектного размещения предполагаемой эмиссии акций. Для этого требуется провести анализа конъюнктуры фондового рынка и оценить инвестиционную привлекательность собственных акций.
Анализ конъюнктуры фондового рынка включает такие характеристики как динамика курса акций, объемов продаж акций, в том числе новых долевых инструментов, волотильности рынка. Оценка инвестиционной привлекательности акций проводится с учетом перспектив развития отрасли, конкурентоспособности предприятия, уровня его известности, а также финансового состояния. Результатом проведения такого анализа является оценка реакции фондового рынка на появление новой эмиссии, которая включает:
· определение возможности полного размещения новой эмиссии;
· оценку влияния появления акций новой эмиссии на стоимость уже котируемых акций компании
· предложения по ценам размещения акций новой эмиссии.
2. Определение объемов эмиссии. Выходя на открытый рынок предприятие должно достаточно точно определить размеры эмиссии. Она должна покрывать не текущий финансовый разрыв, а обеспечивать привлечение средств для решения весомых стратегических задач развития предприятия. Обычно выходя на размещение дополнительной эмиссии компания предполагает решить следующие задачи:
А) Нахождение ресурсов для реализации долгосрочной инвестиционной программы (например, отраслевой или региональной диверсификацией производственной деятельности, создание новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
Б) Необходимость существенного улучшение структуры пассивов, прежде всего повышения доли собственного капитала. Обеспечение за счет этого роста кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитал;
в) Привлечение средств для поглощения других предприятий, в том числе и приватизируемых.
При определении объема эмиссии необходимо исходить из оценки разницы между потребностями в собственных финансовых ресурсах (см. ранее) и возможностями ее покрытия за счет внутренних собственных финансовых ресурсов.
Следует также учитывать, что расширив собственный капитал, предприятие имеет возможность соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала.
3. Определение видов, номинала и количества эмитируемых акций. Прежде всего следует определить структуру эмиссию, долю в ней обыкновенных и привилегированных акций. Привилегированные акции целесообразно выпускать в том случае, если в будущем предполагается снизить удельные расход распределяемой прибыли на выплату дивидендов по привилегированным акциям, либо в случае опасения потери контроля над предприятием. Если их выпуск признан целесообразным, то следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии.
Номинал акций определяется с учетом основных категорий предполагаемых покупателей (чем больше номинал акций, тем сложнее их разместить). Если стоимость уже обращающихся акций велика, то лучше раздробить акции перед началом новой эмиссии. Количество эмитируемых акций определяется делением объема эмиссии на номинал одной акции.
4. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Расчет этой величины рассмотрен ранее. Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью пассивов и средним уровнем ставки процента на рынке заемного капитала. Лишь после этого должно приниматься окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
5. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, которые будут заниматься непосредственно заниматься размещением акций на открытом рынке. С ними требуется согласовать цены размещения акций и размер комиссионного вознаграждения, сформировать правила поступления финансовых средств, поступивших от продажи акций. При определении цены размещения требуется учитывать уже сложившуюся курсовую стоимость акций и обеспечить поддержку их ликвидности.