Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.
Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.
Земская реформа 1864 г.: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.
|
|
Временнообязанное положение. Ликвидация феодальных экономических отношений растянулась надолго. Крестьяне (сословие свободных сельских обывателей) в течение ещё двух лет (до 1863 г.) обязаны были отбывать повинности, лишь уменьшалась барщина. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнобязанном положении, т. е. были обязаны нести повинности – барщину и оброк. Крестьяне получили надел не в собственность, а в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика. Временнообязанное положение длилось 20 лет, и лишь при Александре III законом 1881 г. оно было прекращено с 1883 г. (их к тому времени осталось 15 %).
Надел. При определении размеров наделов земли были разделены на три полосы – чернозёмную, нечернозёмную и степную. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей». В результате крестьяне за счёт отрезков потеряли 1/5 своих земель. Средний размер наделов составил 3,4 десятины на душу, или 11,1 десятины на двор (десятина – свыше 1 гектара). Самые большие наделы получили крестьяне степных губерний. Мéньшими были наделы в чернозёмной полосе (4,8 десятины на двор). Это обрекало крестьян на малоземелье, так как с такого надела невозможно было прокормиться и заплатить подати. Бывшие дворовые, крестьяне мелкопоместных (малоземельных) помещиков землю не получили. В ходе раздела земли помещики старались удержать в своих руках наиболее ценные угодья: луга, водопои, уступив крестьянам неудобья – песок, глину, болота, кустарник. Размер надела и повинностей фиксировались в уставных грамотах, которые составляли помещики совместно с мировыми посредниками, а крестьяне подписывали. Мировые посредники назначались из дворян, они проверяли уставные грамоты, разбирали споры между крестьянами и помещиками. Более половины грамот не были подписаны крестьянами и были введены в действие без их согласия.
|
|
Выкуп земли. Крестьянин, перешедший на выкуп, из категории временнообязанных переходил в разряд крестьян-собственников. Выплатить сразу всю сумму выкупа крестьяне не могли. Поэтому они вносили 20%, а 80% государство выплачивало помещикам ценными бумагами. Сумма, выплаченная государством, оформлялась крестьянам в ссуду под 6% годовых сроком на 49 лет. В 1882 г. выкупные платежи были снижены, а с 1907 г. отменены. Крестьяне к 1907 г. успели уплатить 1,5 млрд. руб. (294% – тройную сумму от начальной стоимости земли).