Вопрос 8: Значение петровского времени для истории музыки Петербурга

Сложнее шел процесс становления в Петербурге светской музыки. Не видя в музыке средства решения практических задач, Петр не уделял ее развитию особого внимания. Музыка воспринимается как нечто дополнительное, вспомогательное по отношению к другим видам искусства.

В то же время в музыкальной жизни города происходили изменения, явившиеся теми предпосылками, которые подготовили взлет национального музыкального творчества конца XVIII века. В воинских частях создаются духовые оркестры, впервые музыка сопровождает похоронные процессии. В аристократической среде распространяется любительское музицирование. В быт внедряются западноевропейские инструменты: клавесин, клавикорд, скрипка, флейта, труба и валторна. Из-за границы выписывают музыкантов-исполнителей, а русских музыкантов отправляют для обучения музыке за границу. Некоторые вельможи заводят у себя оркестры.

В Петербурге широко зазвучала европейская инструментальная музыка. На балах и в салонах исполняли музыка европейских авторов. Своей инструментальной музыки на Руси еще не было.

Основным наследием, характеризующим музыку петровского времени, так и остались жанры, утвердившиеся в XVII веке: канты и партесное пение. Кант, представлявший собой трехголосную песню без сопровождения, становится самым популярным светским музыкальным жанром эпохи. По мере распространения европейских музыкальных инструментов канты стали исполняться с аккомпанементом.

В Петровскую эпоху наиболее распространенными были канты-«виваты» (панегирические канты). В текстах кантов причудливо переплеталась традиционная религиозная символика со стандартными речевыми оборотами нового времени. В это же время рождается и светская лирическая трехголосая песня. Темой лирических кантов были любовные переживания. Часто в кантах звучали интонации русских народных песен. В этом скрыта причина удивительной «живучести» жанра. Партесное пение – стиль русской многоголосной хоровой музыки, в котором количество голосов колеблется от 3 до 12, а в единичных случаях достигая 16, 24 и даже 48. Связанное с церковной традицией, партесное пение Петровской эпохи приобретает «панегирическое» звучание, сближающее его с героико-патриотическими кантами. «Государев дьяк» В.П. Титов, блистательный автор популярных партесных концертов, был одним из первых русских музыкантов при дворе Петра I. Партесный концерт исполнялся в храме после литургии. Понятие «концерт», один из его творцов Н.П. Дилецкий определил как «борение голосов». Титов научился искусно сочетать самостоятельные мелодические линии, образующие пышную, празднично украшенную композицию. В Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, преобразованный в Придворную капеллу. Капелла была нужна двору не только для храмовых служб; ее стали использовать в светской концертной практике. Хористы сопровождали царя за границу, на театр военных действий. Хоровая культура капеллы Санкт-Петербурга была очень высокой. Славились также певчие Александро-Невской лавры. Значение петровского времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых условий для дальнейшего роста и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: