Список использованных источников

РЕФЕРАТ

По истории

 

 

Преподаватель:_______ 12.12.16 г. Тарасов М. Г.

подпись

 

 

Студент: ИС16-01Б №091619225_______12.12.16 г. Лишай В. Н.

подпись

 

Красноярск, 2016


 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………. 3

2.Самозваная княжна ……..………………………………………………… 5

3.Августа Тараканова…………………………………………….….………. 8

4.Заключение……………………………………………..…………….…… 11

5.Список использованных источников ……………...……………………. 12

6.Приложения……………………………………...………………………... 13

Введение

Золотым временем для многочисленных авантюристов стал XVIII век. Именно тогда они встали за штурвал мировой истории.Эти искатели приключений любят рисковать и стараются в собственных авантюрах подчинить себе окружающих. Подобное умение и настойчивость могут привести таких людей не только к успеху, но и к просто ослепительной победе! Они нисколько не чураются появляться в обществе под чужими именами. Самозванчествоне является чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь распространено и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства.
В XVII веке на территории Российского государства существовало около 20 самозванцев, XVIII же столетие породило примерно 40 случаев самозванства. Причем часто эти мошенникинастолько вживались в свою роль, что в самом деле начинали идентифицировать себя теми, за кого себя выдавали. Так, Емельян Пугачев плакал, когда разглядывал привезенный портрет царя Павла,за сына которого он себя выдавал.
Среди этих авантюристов также присутствовали и женщины. Со множеством тайн и загадок, до сих пор не дающих покоя историкам,связано имя так называемой княжны Таракановой. Ей посвящено немало произведений искусства, таких как книга «Авантюристка» Дмитрия Дмитриева, роман «Княжна Тараканова» Григория Данилевского, драма Ипполита Шпажинского «Самозванка (Княжна Тараканова)», мюзиклы «Голубая камея» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна и «Граф Орлов» Юлия Кима и Романа Игнатьева, пьеса «Царская охота» Леонида Зорина и другие. Об истории этой знаменитой интриганки и пойдёт речь в данной работе.
В 1864 году в Петербургской академии художеств была выставлена картина молодого художника Константина Флавицкого «Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения». Флавицкий совсем не ожидал, что его полотно наделает столько шума. После появления картины общество вновь заговорило о почти забытой истории княжны. Полотно напоминало о народных волнениях, охвативших Россию в XVIII веке, о дворцовых интригах и частых государственных переворотах. Достаточно вспомнить дворцовый переворот Екатерины II, результатом которого было убийство её супруга Петра III, или восстание Емельяна Пугачёва, назвавшего себя именем убитого царя. В России тогда не существовало закона о престолонаследии, и каждый желающий старался доказать свои права на власть.


 

Самозваная княжна


В 70-х годах XVIII столетия за границей каким-то образом стало известно, что у императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского в тайном, но законном браке были дети. В 1774 году в Риме появилась ослепительно красивая молодая женщина. Образованная и богатая. Она кочевала из одной страны в другую, меняла покровителей и имена. То она фрейлина Франк, то госпожа Шель, Тремуй, султанша Али Эметти, принцесса Волдомирская, принцесса Азовская, Бетти из Оберштейна, графиня Пиннебергская или Зелинская и, наконец, Елизавета, княжна всероссийская, Тараканова.
Она всюду заявляет о своих правах на русский престол и обращается с манифестами то к европейским монархам, то к турецкому султану. В Ватикане авантюристка успешно ведёт переговоры с кардиналами. Новоявленная княжна на пути к успеху. До успешной цели кажется совсем близко, но тут ей снится сон: она заперта в холодной темнице. Сквозь решётки узкого окна хлещет вода. От ужаса силы покидают её. Неужели Бог не сжалится над ней, и никто её не спасёт? Но это всего лишь сон, и он, наверное, к добру, ведь среди тайных бумаг у неё с собой ложное духовное завещание в её пользу самого Петра I. Скорее всего, самозванка была орудием в руках врагов России. Возможно, поляков, мечтавших о российском троне. Всерьёз её никто не принимал. Никто, кроме Екатерины.
В Европе давно поговаривали о незаконности власти Екатерины II, немки, забравшейся на Российский престол в результате дворцового переворота. А для Екатерины появление другой претендентки на корону было очень опасно. Настало время раз и навсегда покончить с интриганкой, способной пошатнуть власть императрицы. Кому же доверить столь деликатное поручение? Конечно, графу Алексею Орлову, герою Чесменского сражения, старшему из братьев Орловых, крутого нрава которых побаивалась сама Екатерина.
Он нашёл княжну в Пизе. А через несколько месяцев Екатерине II сообщили, что граф Орлов разъезжает с той самой самозванкой в карете и ходит с ней в оперу. Он влюбился в неё без памяти, и она полюбила его всем сердцем. Известие о том, что граф проникся к самозванке тёплыми чувствами, ужасно разозлили императрицу Екатерину. Хотя сам Орлов убеждал государыню, что это всего лишь хитрость, но ей хотелось поскорее покончить с этой авантюристкой.В январе 1775 года из Петербурга прибыла депеша с категорическим приказом доставить самозванку в Россию к пасхе христовой. Екатерина требовала от графа Орлова решительных действий. Орлов решительные действия предпринял, упал на колени перед княжной Таракановой и попросил её руки. Он предложил ей отпраздновать свадьбу на его корабле. Тараканова счастлива. В подвенечном платье поднимается на борт русского флагмана, но вдруг сильные руки схватывают её, заковывают в кандалы и уводят в дальний трюм. Тотчас эскадра поднимает паруса. По приказу императрицы Тараканову арестовали, привезли в Россию и заточили в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Пленницу волновал только один вопрос — что с графом Орловым. Ей сказали, что Орлов тоже арестован, но контр-адмирал Грейг согласился тайно передать ему письмо от княжны. «Я готова на все, что ни ожидает меня, но сохраню чувства мои к вам, несмотря даже на то, что отняли вы у меня навсегда свободу и счастье, или еще имеете возможность и желание освободить меня из этого ужасного положения». Княжна не сомневалась в верности Орлова. Граф жеради расположения монарха предал свою любовь. Раскаяние пришло к нему слишком поздно.
Утром начались допросы. Растерянный фельдмаршал князь Голицын доложил императрице Екатерине, что княжна больна чахоткой и беременна.
Княжна отказалась принять предложение императрицы отказаться от своих притязаний на престол. Все протоколы Тараканова подписывала: «Елизовета». Заключенная умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, так и не открыв тайну своего рождения и не признав за собой никаких политических преступлений. Считается, что перед смертью она успела родить ребенка, судьба которого осталась неизвестна. Княжна была похоронена во дворе Петропавловской крепости за два года до изображённого художником наводнения. История обошлась с ней жестоко, и нам до сих пор так и не стало известно даже подлинного имени самозваной княжны.
Картина Флавицкого – не более, чем романтическая выдумка, далёкая от реальности. А вот то, что где-то в Европе воспитывается настоящая дочь Елизаветы, было похоже на правду. И это сильно тревожило Екатерину.


Августа Тараканова

Елизавете было 18, когда скончалась её мать - императрица Екатерина I. Красивая, образованная дочь Петра была бы завидной невестой для любого иностранного принца, но она осталась в России. Елизавета была набожна, почитала монашество, строила и украшала церкви. Вообще любила всё русское. Впоследствии, в отличие от отца, она окружила себя исключительно русскими людьми.
Нет ничего удивительного в том, что она полюбила русского человека, пусть и без титулов и званий. Её избранником стал Алексей – сын малороссийского казака Грицка Разумова. Елизавета – благочестивая душа – не захотела сделать Разумовского своим любовником, как это было принято при дворе. И, как только стала императрицей, обвенчалась с Алексеем, пожаловав ему титул графа. Брак считался морганатическим, а потому венчание совершили тайно, хотя и при свидетелях. В высшем свете знали, что от этого брака родилось двое детей. Об участи сына известно мало. Говорят, что до XIX века он жил в одном из монастырей Переяславля-Залесского. Дочь же стала известна под именем княжны Таракановой.
Она родилась в 1745 году и при крещении её нарекли Августой. Фамилия Тараканова досталась ей от тётки Веры Григорьевны Дараган. Эта фамилия должна была скрыть царское происхождение девочки. Августу тщательно прятали, опасаясь за её жизнь. Неизвестно, как прошли её детство и юность. Неизвестно, кем и когда она была отправлена за границу, но именно там потерялся её след. Десять лет прошло с тех пор, как в Петропавловской крепости умерла самозванка – мнимая дочь Елизаветы. Однако, мысль о том, что настоящая дочь императрицы жива, и ею могут воспользоваться для новых смут, не давала покоя Екатерине II. Она даёт тайное распоряжение разыскать Августу и силой или хитростью доставить её в Россию.
1785 год. Княжну Тараканову доставляют из-за границы в Россию под строжайшим конвоем. Она была уже немолода: небольшого роста, худощавая с благородными чертами лица. В Петербурге её сразу приняла Екатерина. Встретила ласково, но в конце долгой беседы о смутах последнего времени, о том, как легко возникают государственные перевороты, императрица объявила, что для блага России Августа должна постричься в монахини и с этой поры жить в строгом уединении. Это был приговор. Противиться воле императрицы было немыслимо. Принцессу Августу тайно доставили в Москву в женский Ивановский монастырь и постригли в монахини под именем Досифея. К тому времени ей исполнилось 39 лет. По иронии судьбы императрица Елизавета перед своей кончиной назначила Ивановский монастырь для вдов и сирот знатных лиц, а ему суждено было стать тюрьмой для её дочери.
После пострига монахиня Досифея больше никогда не выходила из стен Ивановского монастыря. Её заключение отличалось особенно строгим режимом. Для неё выстроили отдельный низкий маленький домик, окна которого выходили на монастырскую стену. Содержали её в глубочайшей тайне. Народ, прослышав про Досифею, собирался под окнами, но высочайшим указанием было велено гнать их с монастырского двора. Никто из инокинь не мог видеть её лица, кроме игуменьи, духовника и келейницы. Её не пускали ни в общую церковь, ни в трапезную. В церковь монахиня Досифея ходила по специальному крытому ходу. Для неё отдельно совершалось богослужение.
Августа-Досифея всё время, свободное от молитвы, посвящала рукоделию и чтению духовных книг. Деньги, вырученные за свой труд, она через келейницу раздавала несчастным жителям деревни, в районе которой находился монастырь. Единственным человеком, в ком она находила поддержку и утешение, была игуменья монастыря, которую звали, как и её мать императрицу, Елизаветой. «Мать Елизавета» - так обращалась к ней Августа. Игуменья была добрая старица: поддерживала затворницу и матерински её утешала.
После смерти Екатерины затвор монахини Досифеи стал менее строг. Ей позволили принимать у себя, хотя по-прежнему никуда не выпускали. Молва о её прозорливости и о силе её молитв быстро распространилась по Москве. Последние годы Досифея провела в безмолвии. Она скончалась в возрасте 64 лет, четверть века пробыв в невольном затворе. Матушку Досифею хоронили с необычайными почестями в Новоспасском мужском монастыре. Там, где находится родовая усыпальница Романовых. На погребение явилась вся московская знать, в том числе и родня Разумовских.

 


 

Заключение

Таким образом, история два раза поставила точку в деле княжны Таракановой. В первый раз это была самозваная княжна Елизавета Тараканова, настоящая личность которой так и не была установлена, а во второй – настоящая дочь императрицы Елизаветы Петровны - Августа Тараканова, существование которой скрывали до конца её дней.
Судьбы обеих этих женщин несомненно трагичны. И обе же окружены загадками и тайнами, которые, наверное, уже никогда не будут раскрыты. В своё время этому препятствовали сильные мира сего, а в наши дни не осталось уже ни свидетелей тех событий, ни документов, ни доказательств, способных пролить свет на таинственную историю этого знаменитого имени.
Людям XXI века остаётся только лелеять в своих головах романтические и не очень образы реальных исторических деятелей и авантюристов, пытаться разгадать многие и многие загадки нашей удивительной истории и знакомиться с нравами давно минувших дней, лишний раз убеждаясь в том, что в этом мире ничто и никто не меняется.


Список использованных источников.

1. Видеоновелла из цикла «История одного шедевра» Третьяковской галереи. Образы русской истории: К. Флавицкий «Княжна Тараканова». 2001 г.

2. Программа «Княжна Тараканова». Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура» 2002 г.

3. Коровина, Е. А. Великие женщины мировой истории. 100 сюжетов о трагедиях и триумфах прекрасной половины человечества / Е. А. Коровина. - Москва: Центрполиграф, 2011. - 477 с.

4. http://victoria.lviv.ua/html/interesno/100-1-50.html

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Княжна_Тараканова

 


Приложения

Константин Дмитриевич Флавицкий

Княжна Тараканова. 1864

Тараканова Августа (принцесса, в иноцех Досифея)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: