Нурсултан Абишевич Назарбаев (каз.Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев; род. 6 июля 1940, с. Чемолган, Каскеленский район, Алма-Атинская область, Казахская ССР, СССР) — первый президент Республики Казахстан (с 24 апреля 1990 года). В 1984—1989 глава правительства Казахской ССР, в 1989—1991 Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. Носитель титула «Лидер Нации» (каз.Елбасы). Ранние годы
Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области КазССР в семье Абиша и Альжан, которые работали в сфере сельского хозяйства. Происходит из рода шапрашты Старшего жуза.
Краткая дальнейшая биография
В 1960 — окончил ПТУ № 22 г. Днепродзержинск В 1967 окончил ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате.
Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в г. Темиртау Карагандинской области. Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе.
В 1965—1969 — вновь работал на Карагандинском металлургическом заводе (с 1966 — комбинат): диспетчер, газовщик, старший газовщик доменного цеха.
В 1969—1973 — на партийной, комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области.
В 1973—1977 — секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината[3].
В 1977—1979 — секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии.
В 1979—1984 — секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
В 1984—1989 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.
В 1989—1991 — первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
С 14 июля 1990 по 23 августа 1991 — Член Политбюро ЦК КПСС.
Депутат Верховного Совета СССР 10-го, 11-го созывов.
Народный депутат СССР с 1989 по январь 1992.
В феврале — апреле 1990 — одновременно Председатель Верховного Совета Казахской ССР.
С апреля 1990 — Президент Казахской ССР.
Летом 1991 года в ходе подписания нового Союзного договора с М. С. Горбачёвым и Б. Н. Ельциным была достигнута договорённость, что Назарбаев может занять пост председателя правительства обновлённого Союза, однако Августовский путч ГКЧП помешал этим планам.
1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 % избирателей.
16 декабря 1991 Верховный Совет Казахской ССР принял Закон о государственной независимости Республики Казахстан, страна переименована в Республику Казахстан, соответственно, Н. А. Назарбаев стал президентом Республики Казахстан. В 1995 в результате состоявшегося 29 апреля 1995 года референдума президентские полномочия Н. А. Назарбаева были продлены до 2000. 10 января 1999 Н. А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан, получив 79,78 % голосов избирателей.
4 декабря 2005 Н. А. Назарбаев был избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15 % голосов избирателей.
15 июня 2010 за Назарбаевым официально закреплён статус Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, согласно Конституционному Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации».
23 декабря 2010 года на форуме в Усть-Каменогорске появилось предложение продлить полномочия президента страны до 2020 года и для этого провести общереспубликанский референдум. Одним из выступающих был Олжас Сулейменов. Уже 7 января 2011 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отклонил предложения парламента республики о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан по продлению полномочий действующего президента без всенародных выборов до 2020 года. «Отклонить предложение парламента Республики Казахстан о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в конституцию Республики Казахстан, инициированное парламентом Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 54 конституции Республики Казахстан. Настоящий указ вводится в действие со дня подписания», — говорится в тексте документа. Тогда как сбор подписей продолжался. 13 января 2011 было собрано 5 миллионов 16 тысяч подписей в поддержку этой инициативы. 14 января 2011 года парламент Казахстана единогласно принял поправки в конституцию. А 31 января Конституционный совет Казахстана признал закон о замене выборов на референдум неконституционным. В этот же день выступая с обращением к народу, президент согласился с решением совета, и предложил провести досрочные президентские выборы. Тем самым почти на два года сокращается срок его нынешних полномочий.
3 апреля на досрочных президентских выборах в четвёртый раз был переизбран Президентом Казахстана до декабря 2016 года. По окончательным данным Центризбиркома, Нурсултан Назарбаев набрал 95,5 процента голосов. Согласно Конституции РК (ст.42, п.5) одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, но это ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан.
В декабре 2011 года прошли протесты в Мангистауской области описанные BBC как самая большая акция протеста за время правления Назарбаева.
Семья
Нурсултан Назарбаев с детства знал свою родословную до двенадцатого колена: Абиш, Назарбай, Едил, Кембаба, Мырзатай, Айдар, Кошек, Карасай, Алтынай, Ескожа, Малды-Ыстык, Шапырашты, Жалманбет, Байдибек. Прямым предком Нурсултана в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами. Дед Нурсултана — Назарбай был бием и по документам Центрального архива Казахстана в 1880-е годы был зажиточным человеком, владел водяной мельницей и «арыком, проведённым к ней 100 сажень длиной». А также, Н. Назарбаеву с молодых лет тоже было досконально известно родословные шежире по материнской линии: Алжан (1910—1977), Бухарбай (Бука), Жатканбай, Кенебай, Олжабай, Избасар, Жолай, Тыгыр, Жалмамбет, Жаныс, Дулат.
80 вопрос: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (октябрь 1997 г.).
Миссия Казахстана: Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей. Многие из вас знают, как некоторые из беднейших стран в Азии выкарабкивались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими производительными государствами. Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а сейчас к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. Изумительные темпы демонстрирует наш великий сосед - Китай. Разворачивает свою мощь и стать Индия и Бразилия. Мы искренне надеемся и уверены, что скоро обретет новый облик великой страны и дружественная Россия. Существуют ли причины, по которым Казахстан, со всеми его возможностями, не может добиться того же самого? Их нет. К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран.
Но такой Казахстан 2030 не создастся сам собой. Он будет построен нами исходя из наших желаний и нашей воли к успеху. Если мы не воспользуемся этой возможностью, если мы упустим дни и недели, не строя планы на будущее, не думая о будущем и не предпринимая конкретных действий сегодня, тогда нам некого будет винить кроме самих себя в случае неудачи.
Долгосрочные приоритетные цели: 1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду,
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.
Национальная безопасность к 2000 году. - Инициирование через внешнеполитические институты государства стабильности уже складывающегося стратегического паритета вокруг Казахстана, который отвечал бы долгосрочным интересам нашей страны в геополитическом плане;
- Мы значительно продвинемся в укреплении наших отношений с Россией и Китаем, нашими центральноазиатскими соседями, исламскими государствами и Западом;
- В разработку Каспийского шельфа и Карачаганакского месторождения будут вовлечены крупные компании и капиталы США, России, Китая, Великобритании и других ведущих государств, что усилит заинтересованность ведущих держав в нашей независимости. Это обеспечит стабильность поставки топлива на мировые рынки;
- Усилия внешнеполитических и разведывательных органов будут сконцентрированы на обеспечении независимости и территориальной целостности государства;
- Будет разработана военная доктрина Казахстана, которая должна подлежать периодическому уточнению в зависимости от обстоятельств;
- Реализация демографической стратегии начнется преимущественно, в силу нехватки средств, с ее незатратных элементов, упомянутых выше. Но Правительство продолжит выплату пособий на детей и поддержку многодетных матерей.
8 конкретных заданий Правительству на 1998 год. Я определил наши задачи на следующие 3 года в контексте наших долгосрочных приоритетов, но помимо этого существует ряд задач, которые необходимо решить уже в следующем году.
1. Обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях.
2. Выдать в течение года микрокредиты в сумме, эквивалентной 400$, сроком на 3 года не менее чем 30 тысячам наименее обеспеченных граждан для создания рабочих мест в первую очередь на селе.
3. Обеспечить, начиная с этого года, выдачу кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйства, создание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн. $.
4. Приступить к реализации широкомасштабной программы компьютеризации школ, прежде всего в сельской местности, выделив на эти цели уже в 1998 году не менее 22 млн. $.
5. Обеспечить удешевление кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств не менее чем на 2,5 млрд. тенге.
6. Начать общественную кампанию за здоровый образ жизни.
7. Приступить к началу реализации программы жилищного строительства, выделив на эти цели не менее 40 млн. $. В апреле 1998 года доложить общественности о принципах и ожидаемых результатах реализации этой программы.
8. Обеспечить полную посещаемость детьми школ.
Настоящее Послание подготовлено в рамках моих конституционных обязанностей выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. Последующие ежегодные послания Президента народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики будут содержать оценку реализации долгосрочной стратегии, а также определять конкретные задачи на предстоящий год.
81 вопрос: Культура современного Казахстана (1991г.- наши дни):
Современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н. А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык[, песенный жанр и стихосложение на казахском языке.
На XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул:
мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его.
Закон Республики Казахстан от 24 декабря1996 года № 56-I «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана.
Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».