Источником социальных инноваций являются, с одной стороны предложений со стороны участников социальной программы, с другой стороны - это предложения инновационных научных институтов и университетов, с третьей стороны — это мнение самого населения, которое в определенной степени выступает в роли общественных соучастников социальной программы.
Согласно Конституции РК социальная ориентация государства определяет содержательную основу государственного социального управления. Реализация этого положения в настоящее время осуществляется через разработку и достижение государственной социальной политики, которая определяет: «В Республике Казахстан охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
|
|
В то же время социальная роль государства не исчерпывается его социально-защитной функцией: «Республика Казахстан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В данной формулировке определяется основная цель политики государства, на реализацию которой направлена вся система государственного социального управления. «Социальная политика есть цель социального управления, лишь вместе они выступают процессом либерализации социальной сферы, совершенствования социальных систем. При этом важна методология научных и практических стратегий и кадровой политики, обеспечивающей социальный менеджмент. По сути, социальная политика «обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил
(норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия - способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства».
60) – модернизация системы образования в современном этапе
во-первых, объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;
- во-вторых, интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;
|
|
- в-третьих, формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет сохранения преемственности обучения языкам в системе «детский сад – школа – колледж – вуз» на основе уровневой модели обучения языкам;
- в-четвертых, устранение явного разрыва между уровнем образования сельских и городских школьников. К сожалению, немногие выпускникисельскойшколы могут выдержать конкурсный отбор в вузы,получить высшее образование в лучших отечественных и зарубежных вузах, в связи с этим региональное развитие будет сложно обеспечить соответствующими кадрами;
- в-пятых, создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая среда необходима для того, чтобы они могли получать образование наравне со своими сверстниками. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, атакже вести системную разъяснительную работу средиродительской общественности;
- в-шестых, снижение показателей девиантного поведения среди детей и молодежи. На днях в Академии состоялась конференция, на которой были рассмотрены проблемы воспитания молодежи. Ее участники были единодушны в принятии национальной стратегии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, усилении роли и ответственности семьи в этом процессе.
В конечном итоге, это позволит не только повысить социальную ответственность организаций всех уровней образования, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования.
Уверен, именно социальные аспекты легли в основу приоритетных направлений развития образования Республики Казахстан. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию.
Качество образования всегда определяется результатами обучения. Модернизация образования в этом смысле предполагает новое понимание результатоориентированного обучения. Оно связано, прежде всего, с планированием и измерением не только знаний, умений, но и компетенций.
61) «Интеллектуальная нация –
Развитие ведущих стран мира привело к формированию постиндустриальной, а затем и новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки, новейших технологий. Основу данной новой экономики составляет интеллектуальный потенциал, являющийся главной доминантой социально-экономического развития современного общества. Образование в современный период становится отраслью хозяйства, а основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор - больше всего ценится личность, которая может открыть, создать что-то новое в производстве, науке, культуре и т.д. И потому важнейшая миссия высшего образования в Казахстане - подготовка интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов-граждан Республики Казахстан. Перед системой высшего образования сегодня встают принципиально новые задачи, главную из которых обозначил Президент РК Н.А. Назарбаев в инициированном им национальном проекте «Интеллектуальная нация - 2020: воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом». Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное образование и поддержка подрастающего поколения. Согласно отзывам зарубежных специалистов в сфере образования, а также показателям олимпиад, конкурсов, тестирований и т. п., казахстанская молодёжь обладает высоким интеллектуальным потенциалом. Нужно только уметь правильно его использовать. Не просто дать будущему специалисту хорошее образование, но и помочь раскрыть талант и возможности, создать условия для умелого использования полученных знаний, обеспечить формирование конкурентоспособных работников. Проект «Интеллектуальная нация» должен учитывать три потенциальных момента: рождение новых решений, технологий и инноваций; информационная революция; духовное воспитание молодежи. Казахстан сегодня имеет достаточно возможностей, чтобы занять достойное место в сфере подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировой арене.
|
|