Этапы и содержание беседы

Этап Задачи  
 
  Этап сбора информации и психологического обследования Установление доверительных отношений с клиентом. Ориентирование клиента в правилах и условиях обследования. Постановка гипотезы об имеющихся трудностях и нарушениях. Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.  
  Аналитический этап Окончательная отработка гипотезы. Анализ продуктов творчества ребенка. Установление основных психологических характеристик ребенка. Разработка рекомендаций. Составление заключения.  
  Заключительный этап Совместное обсуждение психологического заключения и прогноза развития (д/р). Совместная выработка мер помощи, программы психолого-коррекционных мероприятий (д/р). Повышение уверенности клиента в своих силах по решению проблем.  

 

Консультация №1

Протокол консультации

В течение психологической практики с Максимом, было проведено три консультации по 40 минут. Максим живет в городе Новокузнецке, является учеником 8 класса «А» МБОУ СОШ №77. В данной школе учится с первого класса. Семья полная. В семье преобладают хорошие, теплые отношения. Конфликтов с преподавателями не имеет. Учится на «4» и «5» Из беседы с классным руководителем выяснилось, что Максим мальчикскромный, но общительный, разговорчивый. Из слов друзей – одноклассников также выяснилось, что Максим - справедливый, преданный друг, всегда готовый помочь. Из наблюдений на уроке за Максимом, было видно, что он мальчик усердный, не любит отвлекаться пока не закончит задание, но если к нему обратятся одноклассники, помочь с каким-то заданием, отвлечется от своей работы и поможет товарищу. При этом старается сильно не шуметь, так как привлекать лишнее внимание учителей не любит.

 

Первая консультация.

Ход беседы:

Психолог: Здравствуй.
Клиент: Здравствуйте.
Психолог: Меня зовут Наталья, а тебя?
Клиент: Максим.
Психолог: Максим, давай познакомимся поближе. Расскажи о своих интересах, увлечениях.
Клиент: Эм…
Психолог: Ну, я вот люблю слушать музыку, а ты?
Клиент: Да, музыку я тоже люблю.
Психолог: Какую слушаешь?
Клиент: Разную. Что понравится.
Психолог: То есть, можешь слушать и рок, и рэп, и другое?
Клиент: Ага.
Психолог: Здорово, я вот тоже можно сказать меломан. Не хотел когда-нибудь научиться сам творить музыку, играть на инструментах?
Клиент: Как -то не очень, больше люблю слушать.
Психолог: А любишь уроки музыки в школе?
Клиент: Не очень.
Психолог: Почему же?
Клиент: Да там скучная музыка. Хотя иногда бывает что-то интересно. Но все равно не нравится. Да и петь надо, а я петь не люблю.
Психолог: Хорошо. А какие твои тогда любимые предметы в школе?
Клиент: Наверное, информатика.
Психолог: Любишь компьютеры?
Клиент: Да, очень.
Психолог: Хорошо в них разбираешься?
Клиент: Ага.
Психолог: В школе научился?
Клиент: Да не особо. Я на курсы специальные хожу. Там нас даже учат разбирать и чинить компьютеры.
Психолог: Ух ты, полезные знания.
Клиент: Еще бы. А еще там учат веб-дизайну и программированию.
Психолог: Для такого нужно быть очень умным. Как учишься кстати?
Клиент: Хорошо.
Психолог: Какие предметы больше всего даются?
Клиент: Информатика, алгебра, возможно физика. Пятерки по ним. Правда, алгебру с геометрией сейчас объединили, став одним предметом – математикой. И из-за геометрии у меня теперь по математике четверка.
Психолог: Надо же. Даже не знала. Обидно, наверное?
Клиент: Ну да, хотелось бы их разграничить. На одну пятерку хотя бы было больше.
Психолог: Максим, а есть у тебя не любимые предметы в школе?
Клиент: Даже не знаю…, вроде бы нет. Может литература, у меня сейчас по ней четверка стала. Раньше пятерка была.
Психолог: А почему литература?
Клиент: Читать не люблю. Ну, т.е. как не люблю, я могу что-то интересное почитать, но классика скука. Не интересно.
Психолог: То есть математика тебе интереснее?
Клиент: Конечно! Сидишь, решаешь примеры, уравнения и интересно же, когда правильно все решаешь! А с литературой не так. Читаешь и мысли куда-то в далекое путешествие уехали.
Психолог: Да, понимаю, такое бывает, когда тебе неинтересно читаемое. Но ты, как понимаю, все равно хочешь пятерку по литературе?
Клиент: А кто бы ни хотел? Я вообще все пятерки хочу.
Психолог: Тебя это тревожит?
Клиент: Возможно. Расстраиваюсь, когда получаю плохую оценку.
Психолог: А кто бы на твоем месте не расстроился бы?
Клиент: Да, но мне очень хочется учиться на отлично.
Психолог: Это конечно хорошо, но с чего такое рвение?
Клиент: Это было бы здорово, закончить школу с отличием. Поступить в желаемый институт было бы проще.
Психолог: Ты уже задумывался о будущем? И кем хочешь стать?
Клиент: Я пока не решил, но что-то связанное с компьютерами, программированием.
Психолог: Удачи тебе тогда! Надеюсь, у тебя в будущем все получится!
Клиент: Ага, спасибо!
Психолог: Максим, на сегодня мы закончим нашу беседу. Но я бы хотела встретиться еще раз. Послезавтра желательно. Как тебе?
Клиент: Я согласен!
Психолог: Тогда хорошо, буду ждать встречи. До свидания!
Клиент: До свидания!

 

Вторая консультация.

Ход беседы:

Психолог: Здравствуй, Максим!
Клиент: Здравствуйте!
Психолог: Как ты сегодня себя чувствуешь?
Клиент: Так себе. Спать хочу.
Психолог: Не выспался? Может, спать лег поздно?
Клиент: Ага. Делал домашку, а потом до часу провозился с компьютером.
Психолог: Я бы тебе посоветовала, что лучше ложиться спать не в тот день, в который собираешься вставать. Тогда шансы выспаться увеличатся.
Клиент: Да, я всегда хочу лечь пораньше, но все не выходит.
Психолог: Ты сказал, что делал домашнюю работу. Долго это времени заняло?
Клиент: Часа два, наверное.
Психолог: Ого! А ты серьезно относишься к учебе!
Клиент: Да, я же говорил, что стремлюсь быть отличником.
Психолог: Похвально. А ты хотел бы быть лучшим во всем или только в учебе?
Клиент: Пока только к учебе…, а дальше посмотрим.
Психолог: А какая мотивация это стремления? Его причины?
Клиент: Чтобы добиться в будущем успеха! А также хочу, чтобы родители радовались.
Психолог: Тебе очень важно мнение родителей?
Клиент: Да.
Психолог: А чье мнение тебе дороже, больше всего?
Клиент: Эм… обоих. Но отца больше. Он очень радуется, когда я получаю пятерки.
Психолог: Т.е. ты стараешься учиться на «отлично» ради родителей? Не ради себя?
Клиент: И ради себя тоже! Я хочу стать хорошим программистом! Просто и родителей порадовать тоже хочется.
Психолог: Ты очень хороший сын своих родителей. Обязательно продолжай радовать их, но при этом не перестарайся! Не забывай о себе. И твое стремление добиться успеха похвально. Верю, что твоя мечта сбудется, ведь ты очень старательный и упорный мальчик. Но тоже, умей рассчитывать свои силы и возможности.
Клиент: Хорошо!
Психолог: Максим, у нас с тобой еще осталось время. Давай поговорим об отношениях с твоими одноклассниками. Тебе нравится твой класс?
Клиент: Ну…, я бы сказал, что так, средне. Класс у нас не самый дружный.
Психолог: Правда? Я особых разногласий за вами не заметила.
Клиент: Ну, они ж не всегда случаются.
Психолог: И то верно. А у тебя в классе есть ребята, с которыми ты дружишь?
Клиент: Конечно.
Психолог: А как с остальными отношения?
Клиент: Нормальные. Близко конечно, кроме своих друзей, не общаюсь, но и с остальными неплохие отношения.
Психолог: Ни с кем не конфликтуешь?
Клиент: Я предпочитаю избегать конфликтов, ни к чему они мне. Я предпочитаю уделять больше внимания учебе.
Психолог: Если кто-то из одноклассников попросит о помощи, ты ему поможешь?
Клиент: Конечно! Я вообще всегда всем помогаю: маме, папе, бабушке, дедушке, друзьям и товарищам по учебе!
Психолог: О, ты очень отзывчивый человек! Это хорошая черта в человеке! Но сможешь ли ты отказать в просьбе? Например, не дать списать задание по учебе?
Клиент: …не думаю, что смогу. Тяжело отказывать.
Психолог: Но иногда надо.
Клиент: На меня же могут обидеться! Я не хочу разногласий.
Психолог: Т.е., ты можешь согласиться на чью-то просьбу, даже если тебе совершенно не хочется ее выполнять?
Клиент: Ну, да… бывает такое…
Психолог: О чем, например, тебя просят одноклассники?
Клиент: Ну, например, помочь решить задание. Или подежурить вместо них.
Психолог: И часто ты взваливаешь на себя чужие просьбы?
Клиент: Ну,… бывает.
Психолог: Максим, но ведь ты действуешь себе в ущерб, взваливая на себе ненужную работу и проводя время не так, как хочется.
Клиент: Да…, но сложно отказать.
Психолог: Но иногда отказывать нужно. Тогда тебя ничто не будет отвлекать от учебы. Ведь хочешь закончить школу на «отлично»?
Клиент: Да!
Психолог: Тогда давай обговорим это на следующей встрече, хорошо?
Клиент: Хорошо, до свидания!

Формирование гипотез

Гипотеза: желание всем угодить, из-за страха потерять расположение сверстников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: