Углубление конституционного кризиса 1993г. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение

Конституционный Кризис 1992 - 1993 гг. в России – противостояние между двумя ветвями власти в России, закончившееся силовой отменой всей системы советской власти на территории бывшей РСФСР. После распада СССР принятая в советский период Конституция РСФСР объективно не соответствовала новым реалиям жизни, не давая возможности выстроить целостную систему законов, которые бы опираясь на эту Конституцию и регулировали бы экономические, социальные и прочие правоотношения.

Кроме того, пост президента РСФСР был внесён в неё позднейшими поправками и данные ему полномочия во многом вступали в конфликт с полномочиями Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР, обладавшими не только функциями законодательного органа власти, но и многими функциями исполнительной.

Несмотря на очевидную необходимость изменения основного закона страны, за 1992 г. практически не было сделано никаких шагов в этом направлении.

Начавшееся на Съезде Народных Депутатов в декабре 1992 г открытое противостояние (депутаты не утвердили кандидатуру Е.Т.Гайдара на пост Председателя Правительства, предложенную Б.Н.Ельциным, Ельцин попытался сорвать съезд, призвав своих сторонников покинуть его), шло по нарастающей.

12 декабря1992 г. Съезд принял положение о стабилизации конституционного строя, наметив на 11 апреля1993референдум об основных положениях Конституции.

12 марта Съезд отменил упомянутое положение и референдум

20 марта в телеобращении к российскому народу Б.Н.Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении “особого порядка управления”.

Конституционный Суд признал действия Ельцина незаконными, вновь собравшийся съезд попытался осуществить импичмент, а опубликованный текст Указа Ельцина существенно отличался от его телевизионных заявлений. Последовавший референдум о доверии политике президента и правительства и необходимости досрочных выборов президента и депутатов не изменил расстановку сил.

Противостояние продолжалось до осени 1993 г. 21 сентября Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” в соответствии с которым деятельность Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР прекращалась, а на 11-12 декабря назначались выборы в Государственную Думу.

21-22 сентября Конституционный Суд РСФСР вынес решение о неконституционности действий Ельцина, а Верховный Совет РСФСР принял решение о прекращении полномочий Ельцина в качестве Президента России.

Последовавшие шаги Ельцина, направленные на осуществление блокады “ Белого Дома ”, служившего в тот период местом пребывания Верховного Совета, действия сторонников Верховного Совета, пытавшихся захватывать различные объекты, в том числе Останкинский Телецентр, привели, в итоге, к обострению обстановки.

Противостояние закончилось обстрелом Белого Дома из танковых орудий и последующим штурмом, происходившими 3-4 октября.

По версии оппозиции было убито свыше тысячи человек, по официальной – более ста.

9 октября Б.Н.Ельцин указом прекратил полномочия советов всех уровней.

12 декабря был проведён референдум по принятию новой Конституции, подготовленной по поручению Ельцина. (Реальный состав авторов этого документа до сих пор неизвестен), выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

25 декабря новая Конституция была опубликована в " Российской газете " и вступила в силу.

23 февраля1994 г. Государственная Дума амнистировала всех участников октябрьских событий 1993 года. Те согласились с амнистией, но не признали себя виновными.

На этапе общества личной зависимости общество представляло иерархию сословий, выделенных на основе разделения общественно значимого труда и распределения его результатов. Тяжелый физический труд, низкий уровень потребления на данном этапе исключали свободу мысли и действий для дискриминируемых, плебейских сословий. Политическое сознание и культура этого периода допускали свободу только в сфере поиска нового субъекта верховной политической власти, что было основой внутриполитических конфликтов. История политики в России показывает, что целостность, стабильность и возможность развития общества обеспечивались только жесткой и концентрированной властью авторитета. Его деятельность нацелена на формирование устойчивой пирамиды власти, которая обеспечивает как подавление внутренних конфликтов, так и целостность, стабильность и возможность развития общества. Доминирующий субъект и правящая элита являются единственными субъектами политики, участвующими в подготовке, принятии и корректировке политического решения. Политические отношения на данном этапе представлены доминирующим субъектом власти и немногочисленными элитами как политическая организация общества.

На этапе общества экономической зависимости политическая организация общества перерастает в политическую систему. Ее появление обусловлено образованием устойчивых альтернативных субъектов политики, представляющих интересы основных участников системы общественного производства. Основная масса населения участвует в формировании политики посредством выборов, референдумов, политических акций, деятельности в различных общественных организациях, движениях и партиях. Сформировавшиеся на этой основе структуры представительной власти включаются в систему государственного управления и власти на всех уровнях принятия решений. Политическая система – это совокупность технологий политического и юридического согласования конкурирующих интересов в процессе принятия и реализации управленческих решений государственной властью. Политические решения принимаются с учётом общественного мнения, признавшего необходимость защиты естественных и гражданских прав человека. Наиболее эффективным механизмом их защиты стало гражданское общество и правовое государство. Наличие в обществе конкурирующих субъектов политики и систем общественного контроля над деятельностью органов власти является показателем сложившейся политической системы.

Функции политической системы заключаются в следующем:

- в политической социализации (передаче политически значимой информации), воспитании и приобщении к участию в политике;

- согласовании частных интересов конкурирующих групп в структурах власти;

- разработке и реализации норм права, обеспечивающих согласование интересов и снятие конфликтующих противоречий;

- определении стратегии и тактики развития общества, а также методов и способов их реализации;

- создании режима благоприятствования для развития национального производства и реализации естественных прав человека;

- разработке и закреплении идеологических, нравственных, правовых, политических ценностей и символов общества, а также методов и способов их достижения.

Типология политических систем

В основе типологии лежат отношения взаимодействия субъектов политики по поводу гармонизации частного и общего интересов, обусловленных важнейшими потребностями общества. В условиях структурного кризиса главной проблемой общества становится его выживание посредством подавления частных интересов и поддержки приоритета общих – тоталитарной политической системы. Когда общество испытывает потребность в поиске и запуске в серию новых технологий развития, оно стимулирует частные интересы элит, делая их приоритетными. Политическая система, которая подавляет массы и обеспечивает доминирование интересов элиты, является авторитарной. Общество, находящееся в относительно благоприятной социально-экономической ситуации, испытывает потребность в ее сохранении и развитии посредством стимулирования созидательной активности элиты и массы. Политическая система, стимулирующая созидательную активность каждого, создающая условия количественного доминирования средних слоев, является демократической. Если политическая система оказывается неспособной решить проблемы, стоящие перед обществом, то оно начинает добиваться либо смены субъектов власти, либо перестройки всей политической системы (Россия – 1917 г., 1991 г.; Германия – 1932 г., 1945–1946 гг.).

Многопартийная система — политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Существует в Германии, Франции, Италии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Австрии, Испании, Польше, Чехии, Румынии.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: