Доктор филологических наук

История печати

М.: Аспект Пресс, 2001

(Серия «Классика журналистики»).

Книга представляет собой переиздание ключевых работ по истории журналистики. В нее включены работы трех авторов первоначально изданные на рубеже XIX-XX вв. — великого английского поэта и блестящего публициста Джона Мильтона, немецкого историка печати Людвига Саламона и российского юриста, исследователя Николая Яковлевича Новомбергского. Основная идея авторов — свобода печати, которая лежит в основе развития гражданского общества и демократии.

Пособие предназначено для студентов факультетов журналистики, специалистов средств массовой информации и коммуникации.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:

Предисловие

Д. Мильтон. О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ (Ареопагитика)

Л. Саламон. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПРЕССЫ

Н. Новомбергский. ОСВОБОЖДЕНИЕ ПЕЧАТИ ВО ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ И РОССИИ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этой книгой издательство «Аспект Пресс» открывает новую серию «Классика журналистики», адресованную студентам и специалистам в сфере средств массовой информации и коммуникации, политологам, историкам, филологам, всем, кто интересуется ролью журналистики в обществе. К подготовке серии привлечены ведущие преподаватели и ученые факультета журналистики Московского государственного уни­верситета им. М. В. Ломоносова. Серия представляет собой переиздание ключевых работ по истории журналистики, в которую предполагается включить книги, составившие золотой фонд этой области знания и прак­тики. Для первого тома данной серии выбраны работы трех авторов — великого английского поэта и блестящего публициста Джона Мильто­на, немецкого историка печати Людвига Саламона, а также российско­го юриста и исследователя Николая Яковлевича Новомбергского, рус­скоязычные издания которых увидели свет на рубеже XIX—XX вв. В фо­кусе внимания этих книг — идея свободы печати, которая сегодня лежит в основе развития гражданского общества и демократии.

Бессмертный памфлет поэта-тираноборца Джона Мильтона (1608— 1674), признан своего рода Библией свободы печати. «Ареопагитика», речь в защиту революционной печати, снискала Мильтону славу ве­дущего публициста английской революции. Именно за этот памфлет и за книгу «Иконоборец» в первые годы реставрации ему грозила су­ровая расправа. Книги Мильтона были сожжены на костре в 1660 г., а сам он был арестован и заключен в тюрьму, где провел около месяца.

Немецкий журналист, писатель и историк Людвиг Саламон (Ludwig Salomon [1] [1], 1844-1911) известен как автор трехтомной фундаменталь­ной истории немецкой печати. В переиздаваемой «Всеобщей истории печати» («Allgemeine Geschichte des Zeitungswesens», 1907) он рассмат­ривает развитие мировой журналистики — от античности до начала XX века, уделяя особое внимание крупнейшим европейским странам — Германии, Франции, Англии, России. Хотя сегодня взгляд Л. Саламо­на на историю прессы может показаться поверхностным, нетрудно заметить, что историку удалось представить ее как упорное стремле­ние к свободе слова. О каком бы политическом режиме Л. Саламон ни писал — парламентской монархии в Англии, республике во Фран­ции, имперских режимах в России или Германии, в любой стране он выделяет узловые моменты движения от цензуры и контроля за прес­сой со стороны власти — к свободе.

Доктор исторических наук, профессор Николай Яковлевич Новомбергский (1871 — 1949) — разносторонний и оригинальный уче­ный-энциклопедист, в юности работавший репортером газеты «Се­верный Кавказ». Сын кубанского батрака, он стал признанным иссле­дователем русского законодательства XVII века, истории русской медицины, проблем экономики и демографии Сибири и Сахалина. В сферу его многогранных интересов входили и проблемы свободы пе­чати. В лекциях, прочитанных в Русской высшей школе общественных наук в Париже в конце 1904 — начале 1905 г., Н. Я. Новомбергский представил свой взгляд на историю журналистики. Характерно, что он отнес эти лекции к области, известной в России под устарелым названием «Полицейское право». Когда Н. Я. Новомбергский только начинал читать свой Парижский курс, казалось, что царский автори­таризм в России неколебим. Но по мере того, как развертывалась в лекциях Н. Я. Новомбергского картина освобождения печати во Фран­ции, Германии и Англии, сам ход событий в России подтверждал взгляды российского ученого: развитие общества невозможно без дви­жения к свободе слова. Это позволило Н. Я. Новомбергскому заклю­чить свою работу словами:

«Фактически печать освободилась от векового рабства. Остается до­биться юридического освобождения. Им будет увенчано общее рас­крепощение русской жизни. Разбросанную, разноплеменную, разноверную, но свободную Русь ждет светлое будущее».

Готовя к переизданию работы, увидевшие свет в России в начале века, редакторы сохранили стиль, лексику и издательские стандарты без изменений за исключением правописания, которое приведено в соответствие с современными нормами русской грамматики. Мы по­нимаем, что архаизмы могут несколько затруднить восприятие тек­ста, но, по нашему убеждению, оригинальные стиль и лексика авто­ров более точно передают аромат ушедшей эпохи. В тех случаях, когда авторы обращаются к малоизвестным сейчас реалиям, редакторы по­зволили себе сделать некоторые разъяснения в виде примечаний к тексту с указанием на это в самих сносках. Ссылки и сноски самих авторов сохранены без изменений.

Я.Н. Засурский

доктор филологических наук,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: