С восшествием на престол Александра II положение печати фактически улучшилось. В марте 1857 г. Норов доложил Государю о современном состоянии литературы, указав на необходимость «уяснить и упростить действия цензуры, восстановив ныне только нарицательно существующий цензурный устав 1828 г. и сделав в нем некоторые изменения и дополнения». На этот доклад Император ответил повелением заняться безотлагательно пересмотром цензурных законов, заметив, что «разумная бдительность со стороны цензуры необходима». Немного времени спустя Государь распорядился доводить до его сведения все печатные статьи, в которых проявляются стремления к нововведениям. В связи с этим 14 ноября 1857 г. последовало секретно предложение Норова: «Цензоры обязаны с неослабной прозорливостью вникать в дух сочинений и, покровительствуя науке, не давать хода вредным умозрениям; конечно, не должно смешивать благородные желания улучшений с тенденциями к политическим преобразованиям». В этом же направлении последовало распоряжение 25 января 1858 г. Стремление литературы к разрешению политических вопросов внушило правительству мысль непосредственно влиять на литературу и общественное мнение. С этой целью образовался негласный комитет, в который вошли граф А. В. Адлерберг, Н. А. Муханов и Н. А. Тимашев. В 1859 г. 29 января «Комитет по делам книгопечатания» получил Высочайшее утверждение. Предполагалось привлечь сюда литераторов, которые поддерживали бы связь с литературой и писали в духе правительства. Охотников на должность тайных агентов по литературным делам среди представителей прессы не нашлось, и комитет увеличился всего лишь одним членом, Никитенко, который и был утвержден в должности директора-делопроизводителя. Тогда же явилась мысль о создании правительственного печатного органа. Комитет по делам книгопечатания был встречен печатью единодушным порицанием. После бесплодного и бесполезного девятимесячного существования, он сам просил о его упразднении и 24 января был слит с Главным управлением цензуры.
|
|
Неотложность коренных преобразований была очевидна для всех, но правительство не решалось покончить со старым режимом и от времени до времени протягивало руку реакции. Балансирование правительства между новым курсом и старыми традициями следующим образом отметил академик Никитенко в разных местах своего дневника: «Мы, как говорится, на попятный двор. Это заметно и относительно печати и относительно многого другого. Жаль, очень жаль. Много еще будет испытано ненужных бедствий... Запрещено употреблять в печати слово прогресс. В самом деле, это — бессмысленное слово в приложении к XIX веку, который утописты превозносят до небес, обещая, что он родит чудеса прогресса... У нас хорош прогресс своего рода, когда даже запрещается употреблять это слово; у нас поворот назад становится очевидным из некоторых мер... Какая жалость, что дела так идут. Они разрушают возможность сближения того, кто мыслит в России, с правительством, и как мы ни привыкли к дурному управлению, как ни мало у нас средств противодействия ему, но тут неизбежно зло и зло великое. С одной стороны, быстрое последовательное погружение в хаос всяческих административных беспорядков и неурядицы, с другой — разлив мнений уже совершенно противоположных всякому ретроградному движению, — мнений опасных, когда они сделаются нормальным состоянием умов. А на верху плачевная неспособность дать какое-нибудь стройное и разумное направление вещам, — ведь это дурно, из рук вон дурно! Правительство испугано движением, какое у нас с некоторого времени образовалось. Оно не хочет сидеть сложа руки, а действовать оно привыкло одним способом — способом удержания... Оно не понимает, что действовать значит управлять, направлять, да и понять ему трудно, потому что оно не допускает к себе никаких способностей...»
|
|
Восходившая заря новой жизни всколыхнула все русское общество с верху до низу. Люди, вроде графа Закревского и митрополита Филарета, энергично цеплялись за рассыпавшуюся хоромину крепостничества; но они были бессильны преградить новое течение. Головнин, впоследствии министр народного просвещения, характеризуя общественное настроение, писал: «Цивилизация идет вперед, необходимость в просвещении дает себя чувствовать, и известные идеи распространяются в воздухе, несмотря на все полиции и все цензуры». Этого не могло не сознавать правительство. В Высочайшем повелении 12 ноября 1859 г. были указаны главнейшие основания для предстоявших цензурных преобразований, подготовление которых было поручено барону Корфу. Задуманное последним нечто вроде министерства цензуры, по причинам частного характера, не состоялось, и дело ограничилось одним преобразованием Главного Управления цензуры.
В 1861 г. 25 декабря на пост министра народного просвещения был назначен Головнин. Уже в половине января он получил приказание усилить цензурные строгости. Желая ближе подойти к предмету своего воздействия, Головнин устроил у себя в доме совещание редакторов некоторых газет и журналов. На этом министр не остановился. В январе следующего года он обратился ко всем редакциям с просьбой высказаться письменно о необходимых преобразованиях в цензуре. Редакции горячо откликнулись на призыв, мотивируя представленные ими мнения и записки следующим образом: «Литераторы русские надеются, что этот раз правительство действительно желает полезного совета и приступить к изменениям старого с намерением твердо держаться избранного пути». Возбуждение в обществе поднималось, несмотря на «либеральные» обещания сверху. Министр просвещения понял, что настало время перейти от слов к делу, и вошел в Совет министров с докладом о некоторых мероприятиях по делам цензуры, в результате чего последовал указ Сенату 10 марта. Теперь наблюдение за исполнением цензурных правил было возложено на министра внутренних дел. Не останавливаясь на полпути, Головнин приступил к пересмотру цензурного устава и образовал с этой целью комиссию под председательством князя Д. В. Оболенского.
14 июня 1862 г. был обнародован первый труд комиссии «Временные правила по цензуре», утвержденные еще 12 мая. Появление правил Головнин объяснял затяжкой в судебной реформе и невозможностью в ближайшем времени привести к концу труд комиссии о книгопечатании. Конечно, подобное отношение министра к печати лучше всего обрисовалось статьей VI правил 12 мая, в силу которой министрам внутренних дел и просвещения впервые предоставлялось «в случае вредного направления прекращать каждое издание на срок не более восьми месяцев». Заметим, что эти правила целиком вошли в ныне действующий цензурный устав с незначительным изменением лишь в одной статье. Уже сами по себе правила показали, что за друга печати был министр просвещения. Но правилами дело не ограничилось, и к ним были присоединены два неопубликованные приложения, еще более раздвинувшие пределы цензурного произвола. В «Библиотеке для чтения» Временные правила подверглись тонкой критике и, как впоследствии оказалось, с одобрения самого творца их, министра Головнина. Тем не менее, посылая правила в цензурные комитеты, министр объявил: «1) отныне должно прекратиться то слабое цензурование, которое имело следствием, что наши периодические издания пополнились статьями, в которых систематически, постоянно осуждалось все, что делает правительство, и которые имели явной целью возбуждение в обществе неудовольствия против правительства и 2) за сим цензор, который будет несколько раз замечен в упущениях, будет уволен от службы». Проявленная Головниным беспринципность характерна для бюрократического вершения государственных дел и не лишена поучительности для наших дней. И в настоящее время искать среди бюрократии добрых гениев, спасителей отечества не менее ошибочно, чем это было около 45 лет тому назад. Невольно поэтому приходят на память глубокие замечания Никитенко, высказанные им в мае 1859 г. Вернувшись с дворцового приема, он занес в свой дневник: «Сегодня был большой выход, и потому во дворце собралась толпа гражданских и военных чинов... Смотря на этих людей, я еще раз пришел к заключению, как трудно в этих головах, под этими блестящими мундирами, зародиться мысли об общественном благе... Им некогда заниматься этой мыслью; они все поглощены заботами о выставлении себя, о представлениях, о своих местах, лентах, мундирах и т.д. Нет, не отсюда, а из недр народа могут вытекать истины о нуждах его и слагаться мысли, как удовлетворить этим нуждам».
|
|
|
|
Ввиду того что Государь выразил Оболенскому желание, «чтобы реформа цензурной части последовала безотлагательно», Комиссия торопилась с окончанием своих работ. В октябре появился проект цензурного устава. В лице M. E. Салтыкова он встретил блестящего критика. Но более неожиданная оппозиция явилась со стороны товарища министра просвещения барона Николаи. Заслуживает внимания замечание последнего, что «административно-карательная цензура... несравненно более заражена произволом, нежели предупредительная цензура, ибо наказывает за вину, не предусмотренную никаким положительным законом, что она делается не чем иным, как орудием политическим в руках власти подавляющей, но не руководящей». Этого было достаточно, чтобы также и Головнин нашел, что проект «проникнут каким-то враждебным литературе направлением», что он составлен «без надлежащего хладнокровия и беспристрастия». Открещиваясь от инспированного им же самим проекта, Головнин докладывал Государю 10 декабря 1862 г., что «нельзя терять из виду, что литература есть результат и мерило просвещения страны, она должна пользоваться покровительством и поощрением». Ровно через месяц Головнин представил в Совет министров доклад о необходимости сосредоточения всего управления делами печати в одном ведомстве, а именно министерстве внутренних дел. При этом он указывал, что министерство народного просвещения «обязано содействовать движению вперед науки по всем отраслям оной, а для того необходима свобода анализа», что каждый цензор министерства просвещения «непременно подчиняется общему направлению, а это общее направление есть направление более снисходительное, которое стремится к тому, чтобы дать более простора печатному слову». Предположения Головнина тогда же удостоились Высочайшего утверждения.
14 января 1863 г. последовал указ о составлении новой комиссии для выработки цензурного устава. В нее вошли Никитенко, Ржевский, Фукс, Гиляров-Платонов, профессор Андреевский, Феоктистов, Погорельский и Бычков. Занятия новой комиссии «Библиотека для чтения» напутствовала следующими глубокими замечаниями: «Уменьшение цензорского и вообще цензурного произвола невозможно; он может быть или полным, или сполна уничтоженным». Последовавшие вскоре события, как польское восстание, крестьянские беспорядки и другие, развязали руки министру внутренних дел Валуеву. Новый шеф печати 12 мая получил право по своему личному усмотрению прекращать печатание в периодических изданиях частных объявлений на время от двух до восьми месяцев. Через несколько дней в зависимость от его усмотрения было поставлено право редакции на получение без цензуры заграничных периодических изданий. В начале июня подверглись прекращению «Время» и «Современное Слово». Черные тяжелые тучи опускались все ниже и ниже. В конце следующего месяца (29 июля) Валуев издал наставление цензурному ведомству относительно печати, заключающей обличительное направление и изложение преимуществ представительного образа правления, а также известия о польской революционной партии. Этим наставлением указанные вопросы совершенно снимались с очереди обсуждения.
Комиссия 14 января собралась на первое заседание в годовщину освобождения крестьян и в течение последующих тридцати дней закончила свои работы. В основание своих трудов она положила соображения комиссии князя Оболенского о невозможности базировать новый закон на системе предварительной цензуры и необходимости переходных мер к судебно-карательной цензуре. Из отзывов на ее проект заслуживают особенного внимания присланные министром народного просвещения Головниным и главноуправляющим Вторым отделением собственной Е. И. В. [Отделением Собственной Его Императорского Величества. — Прим. ред. ]Канцелярией бароном Корфом. Первый писал, между прочим: «В новом уставе система административных взысканий является переходной мерой, опыт убеждает, что, подобно предварительной цензуре, она возбуждает в обществе то раздражение, тот дух упорной и даже преднамеренной оппозиции, устранение которых должно иметь преимущественно в виду. Не достигая, следовательно, цели, как переходная мера, административные предостережения создают много важных неудобств для правительства: при существующем порядке цензор не допускает появления в свет вредной статьи, а как действия цензора, так и статья, подвергнувшаяся запрещению, становятся известны лишь весьма ограниченному кружку лиц. При системе же взысканий, административная кара постигает статью уже тогда, когда она вышла в публику; взыскание не ослабляет произведенного ею впечатления, напротив, внимание публики еще более привлекается к ней, и она получает такое значение, на которое часто не имела никакого права. Публика становится в таких случаях как бы судьей между правительством и журналистикой и принимает, почти всегда, сторону последней... Если бы даже существовала у нас система административных предостережений, то ради ограждения интересов и достоинства правительства нужно было бы стремиться к ее отменению». По другому крупному вопросу он писал: «Проект устава постановляет, что после двух предостережений третье влечет за собой прекращение периодического издания. Подобное лишение административным путем права собственности не замедлит, мне кажется, возбудить сильное неудовольствие в литературе. Журнальная собственность представляет иногда значительную ценность — плод неусыпных стараний и таланта ее владельца; на журнал или газету затрачиваются нередко обширные капиталы, и было бы жестоко лишить этой собственности простым административным решением владельца журнала, который, быть может, вовсе не участвует в редакции, а равно и его наследников». Головнин высказался решительно за отмену предварительной цензуры и за систему судебных взысканий. Не менее тяжелые удары наносило проекту Валуева заключение барона Корфа. «Как в крепостном праве, — писал он, — по вековой к нему привычке многие видели основание стойкости нашего государственного организма, и мысль об упразднении его возбуждала чувство безотчетного страха. Так и цензура глубоко вросла в наши обычаи». Оценивая значение цензуры, Корф устанавливает полную ее бесцельность, так как «история представляет не один пример самого крайнего умственного разврата в обществе при строжайших цензурных преследованиях». Кроме того, цензура, по его мнению, «лишает правительство драгоценной помощи и поддержки в исполнении лежащих на нем громадных обязанностей», так как «этой помощи можно ожидать лишь от печати свободной, откровенно выражающей действительные мысли и чувства общества; если же печати дозволено говорить единственно то, что согласно с видами и намерениями правительства в данную минуту, то она, очевидно, не в состоянии высказать ему ничего нового и не спасет ни от одного ложного шага». Он ставит вполне правильный вопрос: «Есть ли основание думать, чтоб у нас одних успешно совершались законодательные преобразования, искусно действовала администрация, правильно производился суд, развивались и приносили желаемый плод вновь создаваемые общественные учреждения, без той помощи и поддержки, которую они повсюду находят себе в свободном общественном мнении?» В проекте Валуева он увидел «скорее лишь исправленное изложение действующих ныне постановлений, чем закон в самом деле новый... Предварительная цензура представляется в этом проекте преобладающей». Относительно проектированных административных взысканий он выразился, что проект «прибавляет новую язву». Что касается требования денежных залогов с издателей, то Корф откровенно подчеркнул их всегдашнюю цель: «Остановить распространение периодической прессы и сделать ее достоянием только одной части населения».
Приведенные отзывы Головнина и барона Корфа тем более интересны, что десять лет тому назад оба они стояли на противоположной точке зрения. Добавим, что министр юстиции Замятин также высказался категорически против права предостережений и нарушения права собственности путем административного распоряжения. Тем не менее, несмотря на недостатки проекта, указанные авторитетными лицами, 16 января 1865 г. Валуев внес его в Государственный Совет. Под влиянием Н. А. Милютина в общем собрании Государственного Совета 22 февраля было отклонено предположение о проведении закона по делам печати и решено ограничиться временными дополнениями и изменениями в старом цензурном уставе. 24 марта состоялось второе общее собрание Государственного Совета, на котором была выработана окончательная редакция временных правил, Высочайше утвержденных 6 апреля 1865 г. С этих пор положительное законодательство о печати стало представлять из себя композицию из закона 1828 г., «Временных правил» 12 мая 1862 г. и Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета и указа Сенату 6 апреля 1865 г. Кроме того, осталось в силе множество партикулярных распоряжений, изданных по случайным поводам и различным целям.
С целью «дать отечественной печати возможность облегчения и удобства» при переходном положении судебной части и «впредь до дальнейших указаний опыта» законом 1865 г. цензура была окончательно изъята из ведения министерства народного просвещения. Заведование делами цензуры и печати вообще сосредоточилось при министерстве внутренних дел, во вновь учрежденном Главном управлении, куда вошли: начальник Главного управления, особые цензоры драматических произведений и чиновники особых поручений. При Главном управлении должен был состоять из просвещенных лиц Совет в виде совещательного органа на общих основаниях о советах министров. Со времени опубликования закона от предварительной цензуры освобождались все издания, выходившие в обеих столицах — повременные, по заявлению их издателей; из отдельных же — оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные не менее 20 печатных листов. Кроме того, повсеместно снималась предварительная цензура с изданий правительственных, ученых и общественных учреждений, всех изданий на классических языках и переводах с них, а также чертежей, планов и карт.
В отношении регламентации повременной прессы были применены условия, заимствованные из французского закона 9 июня 1819 г. Право на подобное издание ставилось в зависимость от разрешения министра внутренних дел, который по личному усмотрению мог освободить от предварительной цензуры или нет. Каждый издатель обязан заявить о названии издания, своей личности, местожительстве, типографии, где будет печататься оно, и т.д. Как и по французскому закону 1852 г., издателями периодических изданий должен представляться залог: для ежедневных в размере 5000 рублей и остальных — 2500 рублей. От внесения залога освобождены издания правительственные, ученые, хозяйственные и подцензурные. Издания, выходящие не менее одного раза в неделю, представляют установленное число экземпляров в местную цензуру, приступая к окончательному их напечатанию; если же издание выходит менее одного раза в неделю, то за 4 дня до рассылки подписчикам или выпуска в продажу. За правительственными учреждениями и частными лицами установлено право на бесплатное помещение опровержений в изданиях, где были допущены против них статьи и сообщения. Ответственность по нарушениям постановлений о печати возлагается на сочинителей, издателей, типографщиков, книгопродавцев и редакторов, смотря по степени участия в преступлении. Наказание определяется судом. Впредь до введения судебных уставов 20 ноября 1864 г. судебные дела о печати ведались в особых присутствиях уголовной палаты и в апелляционном порядке поступали в Сенат.
Административные взыскания, по закону 1865 г., состояли в праве министра внутренних дел делать повременным изданиям предостережения, с указанием статьи, подавшей к сему повод. После третьего предостережения министр внутренних дел мог приостановить издание на срок до 6 месяцев. Если же он находил необходимым совершенно прекратить издание, то входил об этом с представлением в 1-й департамент Сената. С целью предупреждения злоупотреблений печатью типографский промысел был подчинен строгому разностороннему надзору. То же произошло с книготорговлей, библиотеками и кабинетами для чтения.
V. Россия