Россия в начале XX века

Фёдоров О.А.

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Орёл - 2014

 

Рецензенты:

Доктор исторических наук,

Профессор

 

 

Доктор исторических наук,

Профессор

 

Фёдоров О.А.

История современной России. Учебное пособие.

 

В данном учебном пособии представлены важнейшие исторические периоды и события двадцатого-начала двадцать первого столетий в судьбе России - СССР, их оценки, выдержавшие проверку временем, а также новые подходы, вытекающие из современного уровня исторических знаний. На первый план выносится политическая история нашей страны, которая развертывается на фоне важнейших экономических, социальных и духовных процессов общества.

 

  стр.
Предисловие…………………………………………………………...  
   
ГЛАВА I РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА  
1. Экономическое развитие России на рубеже ХIХ-ХХ вв………….  
2. Социальная структура российского общества…………………….  
3. Проблемы модернизации России…………………………………..  
4. Русско-японская война и начало первой российской революции..  
5. Первая российская революция 1905-1907 гг………………………  
6. Изменения в политической системе Российской империи в ходе революции……………………………………………………………  
7. Реформы П.А. Столыпина и завершение революции……………..  
8. Россия в первой мировой войне……………………………………  
9. Кризис «верхов». Россия на пути к новой революции  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА II «РОССИЙСКАЯ СМУТА» 1917-1920 гг.  
1. Начало «смуты» в России. Падение самодержавия……………….  
2. От Февраля к Октябрю: борьба общественно-политических сил за различные пути развития революции…………………………...  
3. Октябрьский переворот. Приход к власти левых радикалов……..  
4. Первые шаги новой власти…………………………………………  
5. Гражданская война в России……………………………………….  
6. Белый и красный террор……………………………………………  
7. Политические партии в годы гражданской войны………………..  
8. Политика военного коммунизма…………………………………...  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА III МЕЖВРЕМЕНЬЕ  
1. От военного коммунизма - к новой экономической политике…...  
2. Образование СССР………………………………………………….  
3. Становление административной системы…………………………  
4. Кризисы нэпа и его крах…………………………………………….  
5. Внутрипартийная борьба и установление режима личной власти И.В. Сталина…………………………………………………………  
6. От идеи мировой революции - к выходу из международной изоляции  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  

 

ГЛАВА IV ОТ «ПОЛИТИКИ БОЛЬШОГО СКАЧКА» - К ТОТАЛИТАРИЗМУ  
1. Поворот 1928 г………………………………………………………  
2. Индустриализация…………………………………………………..  
3. Коллективизация…………………………………………………….  
4. Сталинизм как форма тоталитаризма……………………………...  
5. Массовые репрессии - неизбежный спутник тоталитарного режима..  
6. Зигзаги внешней политики…………………………………………  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА V НАШЕ ОТЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ  
1. Накануне войны……………………………………………………..  
2. СССР в начальном периоде Второй мировой войны……………..  
3. Готовность СССР к войне…………………………………………..  
4. Начало Великой Отечественной войны……………………………  
5. Коренной перелом в войне………………………………………….  
6. На пути к победе…………………………………………………….  
7. Советское общество в годы войны…………………………………  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА VI СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ  
1. Восстановление и развитие экономики в послевоенные годы…...  
2. Социально-политическая обстановка ……………………………..  
3. Духовная жизнь общества…………………………………………..  
4. Поворот 1948 г………………………………………………………  
5. Начало «холодной войны»………………………………………….  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА VII ОТТЕПЕЛЬ 1953-1964 гг.  
1. Смерть И.В. Сталина. «Новый курс» Г.М. Маленкова…………...  
2. Начало десталинизации общества. Эволюция политической системы..  
3. Экономическая политика Н.С. Хрущева…………………………..  
4. Социальная политика……………………………………………….  
5. «Оттепель» в духовной жизни……………………………………...  
6. СССР в системе международных отношений в 1953-1964 гг. …..  
7. Конец «славного десятилетия». Отставка Н.С. Хрущева………...  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  

 

ГЛАВА VIII КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ  
1. Экономические реформы середины 60-х гг. и их судьба…………  
2. Политическое развитие страны…………………………………….  
3. От попыток реформ - к «застою»………………………………….  
4. От «разрядки» к новой конфронтации с Западом…………………  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА IХ ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  
1. Приход к власти М.С. Горбачева. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны…………………………………..  
2. Начало перестройки как политики обновления социализма……..  
3. Гласность…………………………………………………………….  
4. Реформа политической системы…………………………………...  
5. Кризис перестроечных процессов …………………………………  
6. «Новое мышление» во внешней политике………………………...  
7. Августовский путч 1991 г. и распад СССР………………………..  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
ГЛАВА Х НОВАЯ РОССИЯ  
1. Россия после распада СССР. Начало радикальной экономической реформы………………………………………………………..  
2. «Августовская республика» 1991-1993 гг…………………………  
3. Россия на современном этапе развития……………………  
Выводы………………………………………………………………  
Документы…………………………………………………………..  
   
   
   
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………...  

 

Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанный на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса. Каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам бог весть откуда… Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знания – в их внешнем быте, вся их душа вне их. Именно таковы мы.

Чаадаев П.Я. 1837 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В сегодняшнем российском обществе достаточно остро стоит вопрос об изменении направленности и содержания гуманитарного и, в частности, исторического образования в высшем учебном заведении. Его задачами по-прежнему остаются формирование мировоззрения и исторического сознания молодежи, воспитание уважительного отношения к опыту предшествующих поколений, развитие интереса к изучению прошлого нашего Отечества. Широко распространенные до недавнего времени в общественном сознании и исторической науке идеологические мифы и догмы потерпели крах и не в состоянии удовлетворить не только сегодняшние потребности исследователей, но и студентов. В этих условиях приобретает особое значение новое осмысление истории нашей Родины.

Тысячелетняя история России наполнена заво­евательными войнами и вражескими нашествиями, сму­тами и восстаниями, периодами экономического роста и упадка, духовными исканиями и реакцией. Недавно прошедший ХХ век стал одним из наи­более ярких периодов существования нашего государства. Он вместил в себя ряд экономических скачков, революций, две мировые войны, неоднократную смену политических режимов и экономических моделей, разные типы поли­тического устройства - от демократии до тоталита­ризма. В течение уходящего века Россия как никогда рождала ве­личайших ученых и шарлатанов от науки, народных защитников и диктаторов, смелых реформаторов и иска­телей безболезненных путей к прогрессу, великих полко­водцев и бездарных карьеристов. Ни одна страна не создала в этот период такое обилие теоретических концепций обще­ственного развития и политических программ, различ­ных моделей переустройства об­щества, партий и движений.

ХХ век поставил перед российским обществом немало острых вопросов: почему Россия платит такую высокую цену за исторический прогресс? не является ли наш народ заложником своих необузданных страстей и желаний, азарта и романтиз­ма? почему мы никак не можем выйти на магистраль общемирового движе­ния без поиска своего, специфического пути? В наиболее сложном положении среди тех, кто напряженно размышляет над прихотливой судьбой развития страны, находятся историки. Россия в XX веке наглядно показала всему миру, что, являясь неотъемлемой частью многогранной общемировой цивили­зации, невозможно изолированно развивать свою собственную политико-экономическую систему, культуру, веру.

Отставание огромной де­ржавы в экономическом и политическом развитии, обнаружившееся на рубеже XIX-XX вв., потребо­вало значительных усилий по его преодолению от российских властей, общества, народов и социальных групп, от каждого россиянина. Исторический опыт аналогичных «скачков», совершенных Россией в эпоху Петра Великого, Екатерины II, Александра II подсказывал, что они сопровождались не только энтузиазмом, са­мопожертвованием, ограничениями, но и многочисленными жертвами и издержками, расплачиваться за которые приходилось следующим поколениям. Для общества цена общегосударственных приобретений каж­дый раз оказывалась исключительно высокой.

Автор стремился кратко осветить и проанализировать попытки и усилия государства ответить на исторический вызов, брошенный ему современной западной цивилизацией, с ее новыми технологией, формами государственного устройства, обще­ственными идеалами.

В данном учебном пособии представлены важнейшие исторические периоды и события двадцатого-начала двадцать первого столетий в судьбе России - СССР и их оценки выдержавшие проверку времени, а также новые подходы, вытекающие из современного уровня исторических знаний и недоступных до последнего времени широкому читателю документов. На первый план в учебном пособии выносится политическая история нашей страны, которая, тем не менее, развертывается на фоне важнейших экономических, социальных и духовных процессов.

Главная трудность, стоящая сегодня перед исследователями, состоит в нахождении связующей линии, которая позволила бы за чередой разных, порой противоположных по обще­ственному смыслу событий увидеть общую, единую ли­нию развития страны, как творческий поиск, эксперимент, попытку целого народа заново переосмыс­лить и время, и себя в нем. Видимо, формула российского движения может быть понята и описана не через меха­ническое сравнение с другими странами, не через логику самодвижения или попытку какого-то «гения» сделать целый народ заложником своих амбиций.

Ушедший в историю XX век для России явился целостным историческим этапом, в рамках которого решались глобальные задачи цивили­зованного рывка вперед. Эти задачи и породили совокупность разнонаправленных движений, каждое из которых укла­дывалось в свои временные рамки, имело различную дина­мику, различных участников, преследовало разные цели. За всеми кру­тыми поворотами судьбы стояли конкретные личности, творя историю и предопределяя будущее страны. Отдельными блоками в учебнике представлены периоды ограниченного реформаторства Николая II, Великой российской революции, ленинско-сталинского эксперимента по строительству со­циализма, тоталитаризма, Второй мировой войны, «холодной войны», кризиса и краха советской общественной системы, начало нового выстраданного, но болезненного для общества периода в развитии России.

Автор стремился осмыслить особен­ности каждого из этих периодов и одновременно определить общее направление развития страны сегодня. Свой вклад в историю современной России внесли и поли­тические лидеры, и народные вожди, и сами народные массы в своем самоутверждении и поиске лучшей доли. Через эти столк­новения разных побуждений проявлялись и мощные импуль­сы сплочения, мобилизации, и столь же сильные противо­положные импульсы торможения, распада страны. Посто­янно меняющееся соотношение того и другого определяло насыщенную хронику событий истории России в XX-начале ХХ веков.

Автор не навязывает своих взглядов как истины в последней инстанции, зачастую оставляя их открытыми для мысли, дальнейшего обсуждения, самостоятельного творческого поиска читателей. Преодоление стереотипов мышления обучаемых, да и самих преподавателей - дело неимоверно трудное. На первое место в настоящее время выходит не убеждение в истинности той или иной идеологической модели, а трезвый научный анализ происходящих в обществе процессов, умение мыслить и реально осознавать свою роль и гражданскую позицию. Без переосмысления и исторического анализа прошлого России невозможно адекватно воспринять ситуацию сегодняшнего дня и правильно ее оценить.

В процессе работы над учебным пособием использованы труды виднейших русских, советских, и зарубежных историков и политологов, а также статистические сборники, мемуарная литература, статьи, опубликованные в исторических журналах и периодической печати, документы, ставшими совсем недавно доступными для исследователей.


ГЛАВА I

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: