Фёдоров О.А.
ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Орёл - 2014
Рецензенты:
Доктор исторических наук,
Профессор
Доктор исторических наук,
Профессор
Фёдоров О.А.
История современной России. Учебное пособие.
В данном учебном пособии представлены важнейшие исторические периоды и события двадцатого-начала двадцать первого столетий в судьбе России - СССР, их оценки, выдержавшие проверку временем, а также новые подходы, вытекающие из современного уровня исторических знаний. На первый план выносится политическая история нашей страны, которая развертывается на фоне важнейших экономических, социальных и духовных процессов общества.
стр. | |
Предисловие…………………………………………………………... | |
ГЛАВА I РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА | |
1. Экономическое развитие России на рубеже ХIХ-ХХ вв…………. | |
2. Социальная структура российского общества……………………. | |
3. Проблемы модернизации России………………………………….. | |
4. Русско-японская война и начало первой российской революции.. | |
5. Первая российская революция 1905-1907 гг……………………… | |
6. Изменения в политической системе Российской империи в ходе революции…………………………………………………………… | |
7. Реформы П.А. Столыпина и завершение революции…………….. | |
8. Россия в первой мировой войне…………………………………… | |
9. Кризис «верхов». Россия на пути к новой революции | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА II «РОССИЙСКАЯ СМУТА» 1917-1920 гг. | |
1. Начало «смуты» в России. Падение самодержавия………………. | |
2. От Февраля к Октябрю: борьба общественно-политических сил за различные пути развития революции…………………………... | |
3. Октябрьский переворот. Приход к власти левых радикалов…….. | |
4. Первые шаги новой власти………………………………………… | |
5. Гражданская война в России………………………………………. | |
6. Белый и красный террор…………………………………………… | |
7. Политические партии в годы гражданской войны……………….. | |
8. Политика военного коммунизма…………………………………... | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА III МЕЖВРЕМЕНЬЕ | |
1. От военного коммунизма - к новой экономической политике…... | |
2. Образование СССР…………………………………………………. | |
3. Становление административной системы………………………… | |
4. Кризисы нэпа и его крах……………………………………………. | |
5. Внутрипартийная борьба и установление режима личной власти И.В. Сталина………………………………………………………… | |
6. От идеи мировой революции - к выходу из международной изоляции | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. |
|
|
|
|
ГЛАВА IV ОТ «ПОЛИТИКИ БОЛЬШОГО СКАЧКА» - К ТОТАЛИТАРИЗМУ | |
1. Поворот 1928 г……………………………………………………… | |
2. Индустриализация………………………………………………….. | |
3. Коллективизация……………………………………………………. | |
4. Сталинизм как форма тоталитаризма……………………………... | |
5. Массовые репрессии - неизбежный спутник тоталитарного режима.. | |
6. Зигзаги внешней политики………………………………………… | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА V НАШЕ ОТЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ | |
1. Накануне войны…………………………………………………….. | |
2. СССР в начальном периоде Второй мировой войны…………….. | |
3. Готовность СССР к войне………………………………………….. | |
4. Начало Великой Отечественной войны…………………………… | |
5. Коренной перелом в войне…………………………………………. | |
6. На пути к победе……………………………………………………. | |
7. Советское общество в годы войны………………………………… | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА VI СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ | |
1. Восстановление и развитие экономики в послевоенные годы…... | |
2. Социально-политическая обстановка …………………………….. | |
3. Духовная жизнь общества………………………………………….. | |
4. Поворот 1948 г……………………………………………………… | |
5. Начало «холодной войны»…………………………………………. | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА VII ОТТЕПЕЛЬ 1953-1964 гг. | |
1. Смерть И.В. Сталина. «Новый курс» Г.М. Маленкова…………... | |
2. Начало десталинизации общества. Эволюция политической системы.. | |
3. Экономическая политика Н.С. Хрущева………………………….. | |
4. Социальная политика………………………………………………. | |
5. «Оттепель» в духовной жизни……………………………………... | |
6. СССР в системе международных отношений в 1953-1964 гг. ….. | |
7. Конец «славного десятилетия». Отставка Н.С. Хрущева………... | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. |
ГЛАВА VIII КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ | |
1. Экономические реформы середины 60-х гг. и их судьба………… | |
2. Политическое развитие страны……………………………………. | |
3. От попыток реформ - к «застою»…………………………………. | |
4. От «разрядки» к новой конфронтации с Западом………………… | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА IХ ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ | |
1. Приход к власти М.С. Горбачева. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны………………………………….. | |
2. Начало перестройки как политики обновления социализма…….. | |
3. Гласность……………………………………………………………. | |
4. Реформа политической системы…………………………………... | |
5. Кризис перестроечных процессов ………………………………… | |
6. «Новое мышление» во внешней политике………………………... | |
7. Августовский путч 1991 г. и распад СССР……………………….. | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ГЛАВА Х НОВАЯ РОССИЯ | |
1. Россия после распада СССР. Начало радикальной экономической реформы……………………………………………………….. | |
2. «Августовская республика» 1991-1993 гг………………………… | |
3. Россия на современном этапе развития…………………… | |
Выводы……………………………………………………………… | |
Документы………………………………………………………….. | |
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………... |
|
|
Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанный на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса. Каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам бог весть откуда… Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знания – в их внешнем быте, вся их душа вне их. Именно таковы мы.
Чаадаев П.Я. 1837 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В сегодняшнем российском обществе достаточно остро стоит вопрос об изменении направленности и содержания гуманитарного и, в частности, исторического образования в высшем учебном заведении. Его задачами по-прежнему остаются формирование мировоззрения и исторического сознания молодежи, воспитание уважительного отношения к опыту предшествующих поколений, развитие интереса к изучению прошлого нашего Отечества. Широко распространенные до недавнего времени в общественном сознании и исторической науке идеологические мифы и догмы потерпели крах и не в состоянии удовлетворить не только сегодняшние потребности исследователей, но и студентов. В этих условиях приобретает особое значение новое осмысление истории нашей Родины.
Тысячелетняя история России наполнена завоевательными войнами и вражескими нашествиями, смутами и восстаниями, периодами экономического роста и упадка, духовными исканиями и реакцией. Недавно прошедший ХХ век стал одним из наиболее ярких периодов существования нашего государства. Он вместил в себя ряд экономических скачков, революций, две мировые войны, неоднократную смену политических режимов и экономических моделей, разные типы политического устройства - от демократии до тоталитаризма. В течение уходящего века Россия как никогда рождала величайших ученых и шарлатанов от науки, народных защитников и диктаторов, смелых реформаторов и искателей безболезненных путей к прогрессу, великих полководцев и бездарных карьеристов. Ни одна страна не создала в этот период такое обилие теоретических концепций общественного развития и политических программ, различных моделей переустройства общества, партий и движений.
|
|
ХХ век поставил перед российским обществом немало острых вопросов: почему Россия платит такую высокую цену за исторический прогресс? не является ли наш народ заложником своих необузданных страстей и желаний, азарта и романтизма? почему мы никак не можем выйти на магистраль общемирового движения без поиска своего, специфического пути? В наиболее сложном положении среди тех, кто напряженно размышляет над прихотливой судьбой развития страны, находятся историки. Россия в XX веке наглядно показала всему миру, что, являясь неотъемлемой частью многогранной общемировой цивилизации, невозможно изолированно развивать свою собственную политико-экономическую систему, культуру, веру.
Отставание огромной державы в экономическом и политическом развитии, обнаружившееся на рубеже XIX-XX вв., потребовало значительных усилий по его преодолению от российских властей, общества, народов и социальных групп, от каждого россиянина. Исторический опыт аналогичных «скачков», совершенных Россией в эпоху Петра Великого, Екатерины II, Александра II подсказывал, что они сопровождались не только энтузиазмом, самопожертвованием, ограничениями, но и многочисленными жертвами и издержками, расплачиваться за которые приходилось следующим поколениям. Для общества цена общегосударственных приобретений каждый раз оказывалась исключительно высокой.
Автор стремился кратко осветить и проанализировать попытки и усилия государства ответить на исторический вызов, брошенный ему современной западной цивилизацией, с ее новыми технологией, формами государственного устройства, общественными идеалами.
В данном учебном пособии представлены важнейшие исторические периоды и события двадцатого-начала двадцать первого столетий в судьбе России - СССР и их оценки выдержавшие проверку времени, а также новые подходы, вытекающие из современного уровня исторических знаний и недоступных до последнего времени широкому читателю документов. На первый план в учебном пособии выносится политическая история нашей страны, которая, тем не менее, развертывается на фоне важнейших экономических, социальных и духовных процессов.
Главная трудность, стоящая сегодня перед исследователями, состоит в нахождении связующей линии, которая позволила бы за чередой разных, порой противоположных по общественному смыслу событий увидеть общую, единую линию развития страны, как творческий поиск, эксперимент, попытку целого народа заново переосмыслить и время, и себя в нем. Видимо, формула российского движения может быть понята и описана не через механическое сравнение с другими странами, не через логику самодвижения или попытку какого-то «гения» сделать целый народ заложником своих амбиций.
Ушедший в историю XX век для России явился целостным историческим этапом, в рамках которого решались глобальные задачи цивилизованного рывка вперед. Эти задачи и породили совокупность разнонаправленных движений, каждое из которых укладывалось в свои временные рамки, имело различную динамику, различных участников, преследовало разные цели. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные личности, творя историю и предопределяя будущее страны. Отдельными блоками в учебнике представлены периоды ограниченного реформаторства Николая II, Великой российской революции, ленинско-сталинского эксперимента по строительству социализма, тоталитаризма, Второй мировой войны, «холодной войны», кризиса и краха советской общественной системы, начало нового выстраданного, но болезненного для общества периода в развитии России.
Автор стремился осмыслить особенности каждого из этих периодов и одновременно определить общее направление развития страны сегодня. Свой вклад в историю современной России внесли и политические лидеры, и народные вожди, и сами народные массы в своем самоутверждении и поиске лучшей доли. Через эти столкновения разных побуждений проявлялись и мощные импульсы сплочения, мобилизации, и столь же сильные противоположные импульсы торможения, распада страны. Постоянно меняющееся соотношение того и другого определяло насыщенную хронику событий истории России в XX-начале ХХ веков.
Автор не навязывает своих взглядов как истины в последней инстанции, зачастую оставляя их открытыми для мысли, дальнейшего обсуждения, самостоятельного творческого поиска читателей. Преодоление стереотипов мышления обучаемых, да и самих преподавателей - дело неимоверно трудное. На первое место в настоящее время выходит не убеждение в истинности той или иной идеологической модели, а трезвый научный анализ происходящих в обществе процессов, умение мыслить и реально осознавать свою роль и гражданскую позицию. Без переосмысления и исторического анализа прошлого России невозможно адекватно воспринять ситуацию сегодняшнего дня и правильно ее оценить.
В процессе работы над учебным пособием использованы труды виднейших русских, советских, и зарубежных историков и политологов, а также статистические сборники, мемуарная литература, статьи, опубликованные в исторических журналах и периодической печати, документы, ставшими совсем недавно доступными для исследователей.
ГЛАВА I
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА