Характеристика выборов и избирательных систем в РФ

 

Понятие «выборы» относится к разряду «трудноопределяемых» явлений, о чем свидетельствует обилие разнообразных его толкований, принадлежащих представителям различных отраслей науки. В литературе выборы признаются: формой непосредственной демократии; способом формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления; порядком замещения выборных государственных И муниципальных должностей; непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Политико-правовое значение выборов нашло конституционное закрепление: это высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст. З Конституции РФ); способ реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участия в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32); наиболее доступное и распространенное средство осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

Понятие «выборы» заметно эволюционировало в российском законодательстве. Меняющиеся представления законодателя логично проследить на примере Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Данное определение основывалось на перечислении уровней выборов (федеральные, региональные и муниципальные), их видов в зависимости от того, какие органы власти избираются (президентские, парламентские, выборы законодательных органов государственной власти в регионах, местных представительных органов, глав муниципальных образований).

удовлетворить

Виды выборов. В случае, когда граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), выборы признаются прямыми. Практика формирования органов государственной власти в Российской Федерации знает примеры непрямых (косвенных) выборов. Половина членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ избирается депутатами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Две особенности отличают непрямые выборы. Из процесса формирования органов власти исключены избиратели. Правовое регулирование таких выборов осуществляется нормами не избирательного законодательства, а других специальных законодательных актов

В связи с истечением установленного срока полномочий органа или выборного должностного лица назначаются очередные выборы Основания досрочного прекращения ими полномочий предусмотрены специальными законодательными актами, например Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Досрочное прекращение полномочий органа власти, выборного должностного лица влечет досрочные (внеочередные) выборы. Повторные выборы проводятся по причине признания очередных, досрочных (внеочередных) или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными (п. 5 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Повторные выборы назначаются также в случае, когда избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица, а также в случае, когда по итогам голосования в много мандатных округах не все мандаты оказались замещенными. В последнем случае повторные выборы проводятся по незамещенным мандатам.

Досрочное прекращение полномочий депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ, депутата законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, представительного органа местного самоуправления обусловливает дополнительные выборы. Они отличаются от досрочных выборов тем, что связаны с выбытием какого-либо из депутатов по одномандатному избирательному округу, что само по себе не влечет прекращения полномочий всего органа власти, как это бывает при досрочных выборах. Федеральный закон от 12 июня 2002г. допускает проведение дополнительных выборов по много мандатному избирательному округу, если в нем замещено менее двух третей депутатских мандатов (п. 9 ст. 71), хотя могут быть предусмотрены и иные основания для проведения в много мандатном округе дополнительных выборов взамен выбывшего депутата.

Дополнительные выборы, как и повторные, не назначаются, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Этот срок может быть сокращен до четырех месяцев, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: