Закономерности менеджмента

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то частичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частичных закономерностей можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа стадии управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-Ю подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Хмель Ф.И. выделяет такую систему закономерностей менеджмента:

1. Соответствие организации и управления состояния развития общества. Эта закономерность отражает объективный характер формирования систем управления в соответствии с условиями функционирования экономики труда. Со становлением рыночных отношений в экономике Украины организация и управление предприятиями должны основываться на общепризнанных в мире принципах менеджмента.

2. Диверсификация производства и управления. Диверсификация производства оказывается в освоении новых отраслей и сфер, расширении ассортимента и преобразовании предприятий на многоотраслевые комплексы. Соответственно, диверсифицированное предприятие нуждается в диверсификации управления.

3. Соответствие управляющей и управляемой систем. Заключается она в достижении пропорции между всеми элементами управляемых и управляющих систем во время их формирования и в процессе функционирования.

Поскольку управляющая и управляемая системы непрерывно взаимодействуют, то структура и процессы управляемой системы определяют структуру и движение управляющего, что оказывается в совершенствовании форм и методов управления.

Обеспечение соответствия управляющих систем современному уровню развития производства, его требованиям является основной проблемой совершенствования систем управления. Суть ее заключается в том, чтобы управляющая система осуществляла такое влияние, которого требует производство как управляемая система. То есть необходимо соответствие сложности управляющей подсистемы требованиям оптимального функционирования управляемой, или многообразии управляемой системы должна соответствовать многообразие управляющего, которая должна не только реагировать на изменения в производстве, а создать систему управления, ориентированную на будущее, способную обеспечить переход управляемой системы в новое состояние.

4. Децентрализация и демократизация управления. Децентрализация управления предполагает передачу низовым уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов ее преимущества заключаются в стимулировании инициативы низовых руководителей и исполнителей, лучшей соответствия особенностям функционирования объектов управления. Децентрализацию сопровождает демократизация управления, ведь чем больше полномочий и ответственности передано на низовые уровни, тем больше работников вовлекается в процесс их реализации.

5. Определяющая роль человеческого фактора в производстве и управлении. Одним из достижений мирового менеджмента является признание новой роли человека в производстве и управлении, создание соответствующего механизма ее активизации.

Закономерности управления имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: