Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
1). По объекту правового регулирования:
а). Закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя (главы 1 и 9 Конституции РФ);
б). Закрепляющие статус человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ );
в). Федеративное устройство России (глава 3 Конституции РФ);
г). Закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти (главы4, 5, 6, 7 и 8 Конституции РФ).
2). По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
а). Нормы, содержащиеся в Конституции РФ, которые обладают высшей юридической силой;
б). Нормы, содержащиеся в федеральных конституционных законах;
в). Нормы, содержащиеся в федеральных законах;
г). Нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах (подзаконные акты).
3). По характеру содержащихся правовых предписаний:
а). Управомочивающие. Они устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество законов, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).
|
|
б). Обязывающие, которые устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»)
в). Запрещающие. Эти конституционно-правовые нормы запрещают совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ:«Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»).
4). По территории действия:
а). Федеральные конституционно-правовые нормы (т.е. на территории всей РФ);
б). Правовые нормы субъектов РФ.
5). По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
а). Императивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»).
б). Диспозитивные. Эти нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
|
|
6). По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
а). Материальные, т.е. нормы, которые определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»).
б). Процессуальные, нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
7). По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
а). Общие — неопределенный круг лиц;
б). Специальные — определенный круг лиц.