Правовое положение основных групп населения по «Салической правде»

Различия между социальными группами были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той или иной группы, к которой это лицо принадлежало.

Важным фактором стала принадлежность к королевской службе, к королевской дружине и к складывающемуся государственному аппарату. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные.

Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники – антрустионы (новая знать) – обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. Более высокой защитой, чем родовые франки, пользовались и римляне – королевские сотрапезники. Но галло-римское население, никак не связанное с королевской службой и новой иерархией, считалось стоящим ниже свободных франков.

В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами, рабынями были или наказуемы, или вели к потере собственного статуса. К рабам приравнивались литы – неполноправные жители общины франков, находящиеся в личной и материальной зависимости от своего господина.

В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов; неправомерный их отпуск на волю также считался преступлением. Преступления, совершаемые рабами и литами, карались строже; к ним применялись пытки при расследовании. Обратимся к Салической правде с целью рассмотрения правового статуса той или иной социальной группы. Отдельно Салическая правда говорит о преступлениях совершенных свободными и в отношении свободных. Так, раздел ХI закрепляет «О кражах или взломах, произведенных свободными», раздел ХХ «О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», раздел ХХХII «О связывании свободных» и т.д. Так же существуют разделы посвященные преступлениям рабов и в отношении рабов: «О кражах или взломах, произведенных рабами», «Об убийствах рабов», «Если раб будет виновен в воровстве».

Из указанных разделов, можно сделать вывод, что в зависимости от того к какой социальной группе относится совершивший преступление (или лицо, в отношении которого совершено преступление) различны наказания. Более строгие применяются к представителям низшей социальной группы – рабам. Например, «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден.; присуждается к уплате 600 ден.» (1. ХI), но «если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает похищенное и возмещает убытки и кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью» (1.XII).

Таким образом, социальные градации только в случае с несвободным населением были взаимосвязаны с имущественным положением. Различие в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: