Античное наследие как источник политических и правовых взглядов белорусских мыслитилей эпохи Возрождения и Реформации

 

Античные авторы Белорусские мыслители (XIV в.).
Происхождение права.
Сократ: Право полиса берет начало от высшего разума. Подчеркивал схожесть между разумным, справедливым и законным   Скорина: «Людьское естество двояким законом бываеть справовано от господа бога, то ест прироженым а написанным… Съи закон прироженый написан ест в серци единого каждого человъка».  
Аристотель: Делил право на естественное и волеустановленное. Волеустановленное (позитивное право), основанно на естественном праве, но может быть изменено людьми. Естественное право исходит от бога и поэтому не может быть изменено. Волан: «Право есть наивысший разум, заложенный в природе». «Наука права написана в нашем сознании от господа бога, чтобы мы никого не обижали, а чего себе не желали, другим не делали»  
Цицерон: Закон - заложенный в природе высший разум, который указывает людям что нужно делать и запрещает противоположное. Закон – это сила природы, установленное природой правило поведения.Позитивное право должно строиться на законе, данном людям высшим разумом.     Сапега: «... право является... тем правильным рассуждением и мудрой способностью человеческого разума, которыми Господь Бог пажелал наделить природу человека, чтобы в соответствии с этой достойной и мудрой способностью, люди так строили свою жизнь, чтобы всегда придерживаться достойного поведения и остерегаться непорядочного»
Верховенство закона
Аристотель: Право – мера справедливости, регулятор политических отношений. Порядок и есть закон, лучше чтобы правил закон, а не кто-нибудь из окружающих граждан. Правитель – это охранник и слуга закона. Скорина: Закон – основа социальной гармонии. «Праведному человеку – закон не ест паложен». Законы необходимы для людей злых  
Цицерон: Закон - есть мера права и бесправия. Нельзя считать законным позорное постановление, даже если и народ такое принял. Закон есть решенние, которое отличает справедливое от несправедливого выявляет в соответствии с природой и наказывает, дурных людей, и защищает достойных.   Волан: Король обязан не только защищать законы, но и сам быть примером законопослушания.
Павел (Дигесты Юстиниана): Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом, поступает в обход закона, тот, кто сохраняет слово закона, но обходит его смысл     Сапега: Закон –обязан сдерживать каждого наглеца от всякого насилия, самоуправства и не даваць ему возможность издеваться над слабыми, бедными и их угнетаць.    
Классификация права
Сократ: естественное и закон полиса   Скорина: · прирожденное · писанное: Ø божеское, Ø церковное, Ø земское: - паспалитое - языческое (международное) - царское - рыцарское - морское - купеческое - городское  
Аристотель: натуральнае и волеустановленное, другое основано на естественном праве.
Гай ІІ Ст. (институции): гражданское – установленное каждым народом, и общенанародное - право всех народов, естественное право.  
Ульпиан(Дигесты Юстиниана): - публичное – которое относится к положению римского государства; - частное – которое существует к пользе определенных личностей; - естественное – данное природой всему живому, мухам, а не только людям; - право народов – данное только людям
Павел: - естественное – исходит из понимания справедливости; - цивильное – исходит из полезности всех, или многих в определенном государстве

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: