Тема 7. Общественно-политическая мысль белорусского Возрождения в конце Х1Х – первой четверти ХХ вв

 

Основной, базовой задачей, которая стояла перед идеологами белорусского Возрождения была задача сформулировать национальную идею и на ее основе формировать национальное самосознание белорусского народа. Поиски национальной идеи начинаются во второй половине Х1Х в. через разрыв с идеей солидарности с польским освободительным движением и выявления собственных задач белорусского освободительного движения. Особенно отчетливо и последовательно такая позиция проявлялась в творчестве и деятельности Адама Киркора и Константина Калиновского.

Дальнейшая разработка национальной идеи присутствовала в программных установках белорусской студенческой политической организации «Гоман» (70-е годы Х1Х в.), художественных и публицистических произведениях Францишка Богушевича. Последний, впервые в белорусской политической мысли, поставил вопрос о социальной однородности белорусского народа: мужик (крестьянин) – белорус – белорусский народ. Самая высокая цель, которая стоит перед белорусами – это достижение свободы (воли). При этом «свобода» выступает в трех смыслах – свобода национальная, свобода социальная и свобода политическая. Достижение этих свобод гарантирует белорусскому народу социальное равенство, демократию и национальное суверенное государство.

Студенты-белорусы, входившие в организацию «Гомон» были уверены в праве белорусского народа на собственное государство и считали, что реализация этого права дело самого народа. Формировать у народа сознательное стремление к независимости необходимо силами национальной интеллигенции через политическую организацию со своими региональными ответвлениями и посредством печатного органа этой организации. В программе «Гомон» сформулирована концепция белорусского государства – территориальная автономия федерации народов России.

В начале ХХ в. оформление национальной идеи получило место в программных установках БСГ (Белорусской Социалистической Громады). Отрицая классовую борьбу внутри белорусской нации, лидеры БСГ развили тезис Ф. Богушевича о её социальной однородности, как нации крестьянской. Поэтому, партия считала, что задача национального освобождения – дело всего белорусского народа. БСГ определило стратегию движения через борьбу за демократическую российскую республику добиваться «краевой автономии» Беларуси.

Национально-консолидационные функции, в силу недостаточности политических форм, брала на себя культура, и, в первую очередь, художественная литература и публицистика. Обращаясь к белорусскому народу, писатели и публицисты развивали идеи бесклассовости, социального единства белорусского народа, учили его, что разница вероисповеданий не должна являться причиной национального разделения белорусов.

Сложность реализации национальной идеи была обусловлена следующими факторами: негативным отношением со стороны соседних государств к факту самобытности белорусского народа и его стремления к государственному суверенитету и слишком осторожным отношением к собственной независимости самих белорусов. Не случайно национальные мыслители неоднократно подчеркивали, что белорусский народ не должен следовать путем, навязанным ему извне, быть творцом своей судьбы. «Не к лицу белорусскому народу быть дополнением к нации более сильной», – писал один из лидеров белорусского Возрождения М. Горецкий.

Как настоящие патриоты и национальные пророки, белорусские мыслители-возрожденцы понимали, что путь к независимости долгий и тернистый, что борьба только начинается и требует многочисленных жертв. Так, А. Цвикевич в эссе «К вопросу о независимости» утверждал, что провозглашение национального государства не просто формальный юридический акт, а массовый «психологический процесс» внутри каждого народа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: