Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб:
отдела кадров,
отдела организации труда и заработной платы,
отдела охраны труда и техники безопасности и др.
Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации.
В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции.
В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.
|
|
В ряде организаций формируются системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.
Система управления персоналом организации — система, в которой реализуются функции управления персоналом.
Она включает:
- подсистему линейного руководства,
- а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (рис. 2.2).
Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.
Функции этой подсистемы выполняют:
руководитель организации,
его заместители,
руководители функциональных и производственных подразделений,
их заместители,
мастера,
бригадиры.
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции:
разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом,
анализ кадрового потенциала,
анализ рынка труда,
организация кадрового планирования,
планирование и прогнозирование потребности в персонале,
организация рекламы,
поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет:
организацию найма персонала,
организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала,
учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала,
профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала,
управление занятостью,
|
|
документационное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит:
анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений,
анализ и регулирование отношений руководства,
управление производственными конфликтами и стрессами,
социально-психологическую диагностику,
соблюдение этических норм взаимоотношений,
управление взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как:
соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда,
соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды,
военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема управления развитием персонала осуществляет:
обучение, переподготовку и повышение квалификации,
введение в должность и адаптацию новых работников,
оценку кандидатов на вакантную должность,
текущую периодическую оценку кадров,
организацию рационализаторской и изобретательской деятельности,
реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения,
организацию работы с кадровым резервом.
Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции:
управление мотивацией трудового поведения,
нормирование и тарификация трудового процесса,
разработка систем оплаты труда,
разработка форм участия персонала в прибылях и капитале,
разработка форм морального поощрения персонала,
организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
Подсистема управления социальным развитием осуществляет:
организацию общественного питания,
управление жилищно-бытовым обслуживанием,
развитием культуры и физического воспитания,
обеспечение охраны здоровья и отдыха,
обеспечение детскими учреждениями,
управление социальными конфликтами и стрессами,
организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления,
организацию социального страхования.
Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как:
анализ сложившейся оргструктуры управления,
проектирование новой оргструктуры управления,
разработка штатного расписания,
формирование новой оргструктуры управления,
разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет:
решение правовых вопросов трудовых отношений,
согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом,
решение правовых вопросов хозяйственной деятельности,
проведение консультаций по юридическим вопросам.
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции:
ведение учета и статистики персонала,
информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом,
обеспечение персонала научно-технической информацией,
организация работы органов массовой информации организации,
проведение патентно-лицензионной деятельности.
В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Полный перечень функций охватывает широкий спектр деятельности, и он открыт новым формам работы.
По данным одного обследования, 95% фирм в США осуществляли в рамках кадровой службы отбор и наем персонала (остальные, главным образом мелкие, полагались в этом деле только на линейных руководителей), 88% выполняли функции организации заработной платы и 90% — прочих видов вознаграждения, 72% ведали вопросами техники безопасности, 69% осуществляли планирование и мероприятия социально-кадрового развития, 74% занимались прогнозами трудовых ресурсов, 65% — социологическими исследованиями на предприятиях, 41% анализировали динамику производительности труда, 70% фирм организовывали соцкультбыт.
|
|