Проблема справедливости времени

Часто говорят о справедливости времени.

«Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает всё», - писал еще Фалес. (Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. – С. 97.)

Многие авторы пишут, что время - категория справедливая. Так ли это? В чем справедливость времени? В том, говорят о том размышлявшие, что всем и каждому в мире нашем отпущено в сутках 24 часа, такое-то количество минут и секунд соответственно. Всё поровну: как сумел, мол, этим богатством воспользоваться, то и твое.

На поверхности так оно и есть.

Но справедливость – категория социальная, а не астрономическая, не космическая.

Ибо, в космическом смысле, «время никого не любит и никого не ненавидит, время ни к кому не равнодушно – оно уносит всех», - гласит древнеиндийское изречение.

Справедливость есть идеал оптимального, оптимальности устройства общества.

Социальные и и ндивидуальные процессы, индивидуальность ситуации, здесь и сейчас, такое время не учитывает, пропускает оно мимо и скорость протекания психических, физиологических процессов, время данной политической и социальной эпохи.

Не всем везет в том времени: кто-то родился в век рабства и тирании, другой - «в свободном времени великих перемен» и разных бурных революций, и т.д.

Сетовать на данный факт бессмысленно – каждая эпоха прекрасна и горька по-своему. В формуле справедливости времени есть, конечно, свой резон и собственные границы. Если помнить и знать о них, то и формула та – верна (как величина относительная), потому как истина конкретна.

 

Справедливость времени может быть подвергнута сомнению так же и в контексте той самой «отсроченности» наших побед на этом прекрасном белом свете. Кутузов до 1814 года не дожил, умер в 13-м, другие парни в Париж въезжали - не увидел он падения Наполеона как дело рук своих. Дав Наполеоне ли суть? Сколько людей не дождались при жизни признания собственных своих заслуг и вклада в дело «справедливости и прогресса»! Вспомним хотя бы Ломоносова, гениальность которого стала понятной каждому лишь чрез столетие.

А с Пушкиным, как обошлись? Не понимали его истинную величину, считали, что рядом много таких же способных, а потому не содрогнулись в ужасе от самого факта дуэли. Царь в камер-юнкерах держал – маленьком дворянском звании, чтобы смешнее при дворе было. Кто теперь помнит тот царский двор и свиту? Быть может, именно благодаря факту нахождения рядом с ними когда-то великого поэта Пушкина теперь и вспоминают. Льву Толстому, как известно, в этом плане много больше повезло. Или вот, к примеру, сильно посчастливилось в этом плане знаменитому конструктору знаменитейшего автомата Михаилу Калашникову, и поныне являющемуся главным конструктором и начальником КБ по стрелковому оружию известного завода АО “Ижмаш”. Дожил гений до преклонных лет, здоровье и душевный настрой позволили, ни одна случайность с ног не сбила, и оружие за те годы себя оправдало, сполна проверилось, и потому достигла награда героя - высший орден России, орден Святого апостола Андрея Первозванного вслед за большим ученым Дмитрием Лихачевым “выписан” и конструктору личным президентским указом от 7 октября 98-го года. А сколько народу сегодня по земле ходит, совсем несправедливо незамеченным.

И поседеет уж совсем парень иной такой, тогда только справедливость его чуток разглядит и заметит, по плечу похлопает: «Извини, мол, брат, что сразу тебя в текучке времени не усмотрела, не заметила! Не слишком уж ты приметный какой-то»

А сколько обратных фактов? Сколько негодяев прекрасно чувствуют себя на земле нашей грешной? А как уйдет такой парень в мир иной, тут негодяйские дела его и выплывают пред ясны очи народные. Сколько мы таким парням по жизни своей аплодировали? Вспомнили? Вот и задумаешься тут о справедливости времени.

Несправедливым оскорблением

Приносит время исцеление

писал Лопе де Вега.

 

Преуспевающих негодяев называют временщиками. Временщик – это тот, кто преуспел в малом, краткосрочном времени и вовсе не рассчитывает на высокую оценку в «большом времени».

«Временщики находят больше поклонников, чем друзей», - писал Д. Буур.

 

В общем, справедливость вымеряется в большом социальном времени, рано или поздно становится все на места истинные – в парадоксальной этой форме и следует сказать, что время, как то ни горько нам, хоть и неумолимо, а все ж справедливо в итоге.

Всему на свете истинную цену

Отменно знает время – лишь оно

Сметает шелуху, сдувает пену

И сцеживает в амфоры вино.

Так писал И. Губерман.

В общем, справедливость вымеряется временем, происходит во времени, реализуется в нем. Рано или поздно становится все на места истинные – в парадоксальной этой форме и следует сказать, что время, как то ни горько нам, хоть и неумолимо, а все ж справедливо в итоге, когда в полной мере вызревают новые социальные формы, новые общественные отношения.

Социальное время несправедливо, увы, тогда, когда развитие социального существенно отстало от развития конкретной личности, когда не дошел человек, не дожил до лучших дней, не хватило ему физиологического ресурса времени. И повезло тому, кто словно попал во временную струю и смог реально произрасти вместе с общественным временем.

Но в обобщенном, философском смысле «время – это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят». (И. Гёте).

 

В итоге, справедливость-несправедливость времени есть проблемный жизненный узел для реального человека, устремленного к победе в управлении организацией, к собственному успеху и общему благу.

Идти в ногу со временем, идти в хвосте своего времени, пробиваться вперед наперекор времени и судьбе – то выбор конкретной личности, нацеленной на победу. Если цель благородна, а знамя движения есть общая польза, то справедливость времени проявиться на этом пути!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: