СФЕРА (ОБЛАСТЬ) КУЛЬТУРЫ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
Наука
| Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
|
…
| Целенаправленный процесс обучения и воспитания.
|
301. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука – специфическая сфера __________ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию __________ (Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как __________ (В), который выполняет общественно значимые функции. __________ (Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс __________ (Д). __________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».
|
| | 1)
| социальный институт
| 2)
| информационный
| 3)
| общество
| 4)
| духовная деятельность
| 5)
| объективные знания
| 6)
| культурно-мировоззренческая
| 7)
| материальное производство
| 8)
| социальная
| 9)
| компьютер
| |
302. Влияние природы на общество иллюстрирует
| |
| 1)
| создание новых сортов пшеницы
|
| 2)
| сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
|
| 3)
| узаконение государством правовых обычаев народа
|
| 4)
| создание зон свободной торговли
| | |
303. Положение «Восприятие является формой чувственного познания» – это
| |
| 1)
| представление
|
| 2)
| научный закон
|
| 3)
| суждение
|
| 4)
| научная гипотеза
| | |
304. Верны ли следующие суждения о принципах развития современного образования?
А.
| Активное использование дистанционных форм обучения свидетельствует о гуманитаризации образования.
| Б.
| Разнообразие форм общего и дополнительного образования отражает тенденцию гуманизации образ
вания.
| | |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
305. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Одними из первых сочинений по социальной философии были диалог Платона «Государство» и трактат Аристотеля «Политика». (Б)Думается, что эти работы являются наиболее интересными из всех работ древнегреческих мыслителей. (В)Многочисленные источники свидетельствуют о том, что в средние века в общественном сознании возобладала религиозная точка зрения на мир. (Г)Это вряд ли помогало развитию науки.
Определите, какие положения текста носят
| |
| | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| |
306. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать
| |
| 1)
| законом
|
| 2)
| гипотезой
|
| 3)
| критерием познания
|
| 4)
| истиной
| | |
307. Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной культуре?
| |
| 1)
| о нём не пишут в средствах массовой информации
|
| 2)
| оно непопулярно в стране его происхождения
|
| 3)
| оно передаётся от поколения к поколению
|
| 4)
| его исполняют по радио профессиональные актёры
| | |
308. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А.
| В период индустриального общества произошёл промышленный переворот.
| Б.
| В постиндустриальном обществе человек ценится в первую очередь как представитель родовой или этнической общности.
| 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| |
| |
| | | |
309. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Потребности человека
ВИД
| ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
|
Физиологические
| Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
|
…
| Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.
|
310. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
1) Музей; 2) библиотека; 3) театр; 4) кино; 5) музыка; 6) живопись.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
311. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| происходит механизация и автоматизация производства и управления
|
| 2)
| преобладает экстенсивная технология
|
| 3)
| господствует общинная форма собственности
|
| 4)
| формируется рыночная экономика
|
| 5)
| общественное сознание базируется на религиозных ценностях
|
| 6)
| ведущей отраслью экономики является промышленность
| |
312. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез.
313. К социальной подсистеме общества относятся
|
| 1)
| взаимодействия общества и природы
|
| 2)
| отношения людей в процессе материального производства
|
| 3)
| взаимодействия людей в малых группах и групп между собой
|
| 4)
| отношения людей по
оводу власти
| |
314. Исследование отражения быта народа в мифологии представляет собой пример деятельности
| |
| 1)
| материально-производственной
|
| 2)
| социально-преобразовательной
|
| 3)
| духовно-практической
|
| 4)
| духовно-теоретической
| | |
315. Верны ли следующие суждения об отличии искусства от науки как способа познания мира?
А.
| Наука добивается объективности, авторы произведений искусства вкладывают в них свои чувства.
| Б.
| Научные методы преимущественно рациональны, в искусстве преобладает образность.
| 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| |
| |
316. Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| совокупность всех народов, населяющих нашу планету
|
| 2)
| группа людей, объединившихся для совместной деятельности и об
ения
|
| 3)
| результаты материально-преобразующей деятельности людей
|
| 4)
| определённый этап исторического развития человечества
|
| 5)
| весь материальный мир в целом
|
| 6)
| устойчивые стереотипы человечес
ого поведения
| | |
317. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные начали работу по усовершенствованию этих методов. (В) Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций, практического или теоретического познания действительности. (Г) Был разработан образец зеркала, который с помощью веб-камеры выдаёт на вмонтированный в него экран необходимые показатели. (Д) Новые способы определения медицинских показателей имеют большую социальную значимость.
Определите, какие положения текста имеют
| |
| | | | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических
утверждений
| |
318. Что отличает постиндустриальное общество от других типов обществ?
| |
| 1)
| преимущественно светский характер мировоззрения
|
| 2)
| преобладание семей патриархального типа
|
| 3)
| глобализация экономич
ских процессов
|
| 4)
| объединение страны единой транспортной сетью
| | |
319. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А.
| Цели и результаты деятельности человека м
гут не совпадать.
| Б.
| Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
| 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| |
| |
| | |
320. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
Относительный характер
| Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
|
_____________ характер
| Независимость от познающего субъекта и его сознания
|
321. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество как __________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в __________(Б), все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира.
Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое __________(Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере __________(Д) культуры.
Основными типами социальных связей выступают __________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».
|
| | 1)
| функциональный
| 2)
| общественный
| 3)
| решение
| 4)
| духовная
| 5)
| система
| 6)
| социум
| 7)
| природа
| 8)
| социология
| 9)
| взаимодействие
| |
322. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| она направлена на преобразование реально существующих предметов природы
|
| 2)
| она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
|
| 3)
| объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
|
| 4)
| средством деятельности являются учебники и учеб
ые пособия
|
| 5)
| деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
|
| 6)
| её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности
| | |
323. Какой признак отражает качества человека как личности?
| |
| 1)
| принадлежность к человеческому роду
|
| 2)
| генетически наследуемые качества
|
| 3)
| проявления чувств и эмоций
|
| 4)
| ориентация на определённые ценности
| | |
324. В ходе выступления на семинаре Р. обвинил своего оппонента в некомпетентности, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных особенностей вызвала критику Р.?
| |
| 1)
| сословная структура общества
|
| 2)
| рост количества крупных промышленных центров
|
| 3)
| массовая миграция сельско
о населения в города
|
| 4)
| развитие фабричной промышленности и железнодорожного транспорта
| | |
325. Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А.
| Практика является одним из основных критериев истины в познании.
| Б.
| Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, их истинность устанавливается иными путями.
| 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| |
| |
| | |
326. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».
1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда.
327. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.
328. Верны ли следующие суждения о постиндустриальном этапе развития общества?
А.
| Для постиндустриального этапа характерна ведущая роль нау
и, знаний и информации в обществе.
| Б.
| В постиндустриальном обществе земля стала главной ценностью.
| 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
|
|
329. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение – это целенаправленное систематическое __________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые __________(Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется __________(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические __________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
| |
| | 1)
| восприятие
| 2)
| знания
| 3)
| объекты
| 4)
| информация
| 5)
| познание
| 6)
| наблю
атель
| 7)
| средства
| 8)
| методы
| 9)
| истина
| |
330. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они
| |
| 1)
| отражают окружающую действительность
|
| 2)
| предполагают проверку истин
ости полученных сведений
|
| 3)
| формируются на основе наблюдений
|
| 4)
| передаются из поколения в поколение
| | |
331. Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
| |
| 1)
| Жители посёлка на встрече с главой администрации п
едложили открыть магазин по продаже компьютеров.
|
| 2)
| Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
|
| 3)
| В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
|
| 4)
| Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
| | |
332 Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
333. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| обособление от природы
|
| 2)
| наличие подверженных изменениям подсистем
|
| 3)
| обособленность элементов
|
| 4)
| самоорганизация и саморазвитие
|
| 5)
| появление новых элементов и связей 6) статичность, отсутствие движения
|
| | | | |
334. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических
роцессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.
| Определите, какие положения текста имеют
| |
| | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
335. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс __________ (А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – __________ (Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и __________ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся __________ (Г). Другая ступень познавательного процесса – __________ (Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, __________ (Е), умозаключения».
| |
| | |
| | 1)
| образ
| 2)
| рациональное познание
| 3)
| эмоциональное
| 4)
| представление
| 5)
| познание
| 6)
| суждение
| 7)
| теоретическое
| 8)
| чувственное познание
| 9)
| смысл
| |
336. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
| |
| 1)
| самовыражение и свобода творчества авторов
|
| 2)
| сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
|
| 3)
| установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
|
| 4)
| высокая степень обобщения коллективного опыта
|
| 5)
| стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
|
| 6)
| ориентация музыки на широкую аудиторию
| | |
337. В отличие от учёбы, труд
| |
| 1)
| способствует познанию мира
|
| 2)
| предполагает использование специального оборудования
|
| 3)
| позволяет удовлетворять материальные потребности
|
| 4)
| осуществляется как индивидуально, так и
сообща
| | |
338. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой
| |
| 1)
| знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
|
| 2)
| исчерпывающее знание о предмете
|
| 3)
| вывод, подтверждённый историческим опытом
|
| 4)
| теоретическ
обоснованное знание
| | |
| | |
339. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
…
| Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
|
Ценностно-ориентировочная
| Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
|
340. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».
|
| Cписок терминов:
| 1)
| направленность
| 2)
| социальные изменения
| 3)
| процесс
| 4)
| потребности
| 5)
| эволюция
| 6)
| информация
| 7)
| общественный прогресс
| 8)
| социальная революция
| 9)
| благосостояние
| |
341. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.
342. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», –– представляет собой формулировку
|
| 1)
| «золотого правила нравственности»
|
| 2)
| права на личную неприкосновенность
|
| 3)
| права на свободу совести
|
| 4)
| принципа правового государства
| |
343. Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
| |
| 1)
| экономические
|
| 2)
| социальные
|
| 3)
| идеальные
|
| 4)
| эстетические
| | |
344. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру.
Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
345. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию.
| Определите, какие положения текста имеют
| |
| | | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
346. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д).
Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».
| |
| | |
| Список терминов:
| 1)
| способность
| 2)
| биосоциальное
| 3)
| поведение
| 4)
| индивид
| 5)
| потребность
| 6)
| язык
| 7)
| наследственность
| 8)
| общение
| 9)
| эмоциональное
| |
347. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.
348. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что
|
| 1)
| «золотой век» человечества остался в прошлом
|
| 2)
| история «движется по кругу»
|
| 3)
| менее совершенные формации сменяются более совершенными
|
| 4)
| общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам
| |
349. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности
| |
| 1)
| социальные
|
| 2)
| биологические
|
| 3)
| материальные
|
| 4)
| эстетические
| | |
350. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А.
| Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
| Б.
| Один из главных критериев истины –
то полезность знания.
| | |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
351. Центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса «Сложно ли добиться успеха в жизни?». Некоторые из них представлены ниже в виде диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
| |
| 1)
| Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.
|
| 2)
| Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.
|
| 3)
| Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.
|
| 4)
| Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.
| | |
352. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| |
| | | | |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
| А)
| появление массовой культуры
| Б)
| аграрно-сырьевой тип хозяйства
| В)
| развитие глобальных компьютерных
сетей
| Г)
| создание конвейера
| Д)
| ведущая роль науки в производстве
| |
| 1)
| традиционное
| 2)
| индустриальное
| 3)
| информационное
| | |
353. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| возрастные и половые различия
|
| 2)
| темперамент
|
| 3)
| особенности нервной системы
|
| 4)
| самооценка
|
| 5)
| опыт
|
| 6)
| особенности мировоззрения
| | |
354. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений.
Определите, какие положения текста имеют
| |
| | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
355. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль –– это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
| |
| | |
| | 1)
| моральные категории
| 2)
| производство
| 3)
| порицание
| 4)
| активность
| 5)
| совесть
| 6)
| внутренний регулятор
| 7)
| польза
| 8)
| общественное мнение
| 9)
| право
| |
356. Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?
| |
| 1)
| использование науки в процессе социального управления
|
| 2)
| переход от натурального к товарному производству
|
| 3)
| осуществление промышленного переворота
|
| 4)
| преобла
ание религиозного мировоззрен
я
| | |
357. Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?
| |
| 1)
| приспособление мира к потребностям человека
|
| 2)
| эстетич
ское освоение окружающего мира
|
| 3)
| выяснение закономерностей развития общества
|
| 4)
| установление сущности природных и социальных явлений
| | |
358. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
| |
| 1)
| личности
|
| 2)
| индивида
|
| 3)
| гражданина
|
| 4)
| общественного д
ятеля
| | |
359. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
360. В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.
Варианты ответа
| % от числа опрошенных
| 2003 г.
| 2013 г.
| Определённо да / скорее да
|
|
| Ни да, ни нет
|
|
| Скорее нет /
пределённо нет
|
|
| Затруднились ответить
|
|
| Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
| |
| 1)
| Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.
|
| 2)
| Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образозания удовлетворены.
|
| 3)
| Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился.
|
| 4)
| В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
| | |
| | |
361. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП ОБЩЕСТВА
| ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
|
…
| Большинство работающих занято в сельском хозяйстве
|
Индустриальное
| Большинство работающих занято в промышленности
|
362. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».
1) задатки, 2) одарённость, 3) социализация, 4) активность, 5) талант, 6) гениальность.
363. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИЗНАКИ
|
| УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
| А)
| доказательство выводов
| Б)
| сбор фактов
| В)
| описание наблюдаемых явлений
| Г)
| формулирование
научной концепции
| Д)
| выдвижение гипотез
| |
| 1)
| эмпирический
| 2)
| теоретический
| | |
364. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| премьера фильма ужасов
|
| 2)
| фестиваль рекламных роликов
|
| 3)
| переиздание детектива-бестселлера
|
| 4)
| выставка художников-авангардистов
|
| 5)
| областной смотр фольклорных коллективов
|
| 6)
| открытие международного конкурса пианистов
| | |
365. Революция как способ социальных изменений
| |
| 1)
| направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества
|
| 2)
| как правило, осуществляется по инициативе власти
|
| 3)
| ориентирована на сохранение положения элитных групп
|
| 4)
| предполагает резкие качественные
зменения общественных отношений
| | |
366. Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к
| |
| 1)
| народной культуре
|
| 2)
| массовой культуре
|
| 3)
| элитарной культуре
|
| 4)
| экранной культуре
| | |
367. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.
Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
| | |
368. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
Религия
| Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
|
…
| Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире
|
369. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные __________ (А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие __________ (Б). Но этот подход упрощал многомерную картину __________ (В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую __________ (Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные __________ (Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться __________ (Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов–– интересов, настроений, ценностных установок людей»
|
| Список терминов:
| 1)
| общество
| 2)
| специфика
| 3)
| природная
| 4)
| социальная
| 5)
| связь
| 6)
| деятельность
| 7)
| процессы
| 8)
| законы
| 9)
| ценности
| |
370. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| поступление в институт
|
| 2)
| занятия в художественной студии
|
| 3)
| изучение математики
|
| 4)
| получение профессии архитектора
|
| 5)
| опыт создания с
бственных работ
|
| 6)
| выбор профессии
| | |
| | |
371. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.
372. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
|
| 1)
| активный характер
|
| 2)
| приспособительный характер
|
| 3)
| индивидуальный характер
|
| 4)
| преобразовательный характер
| |
373. Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой
| |
| 1)
| обоснованную гипотезу
|
| 2)
| исчерпывающее знание
|
| 3)
| объективное знание
|
| 4)
| конкретное знание
| | |
374. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу?
| |
| 1)
| информатизация общественной жизни
|
| 2)
| высокий авторитет научного знания
|
| 3)
| возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом
|
| 4)
| замедленный темп общественного развития
| | |
375. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?
А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и поддерживать международные связи.
Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
| | | |
376. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».
1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.
377. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
|
| ПРИРОДА КАЧЕСТВ
| А)
| способность к продолжению рода
| Б)
| способность приспосабливаться к условиям природной среды
| В)
| способность накапливать знания и трудовые навыки
| Г)
| способность в
деть цель своих действий
| Д)
| способность оценивать себя и других
| |
| 1)
| социальная
| 2)
| биологическая
| | |
378. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| непосредственно
наблюдение отдельных фак
ов и явлений
|
| 2)
| выдвижение и обоснование гипотез
|
| 3)
| фиксация обобщений в виде законов
|
| 4)
| получение количественных данных об изучаемом объекте
|
| 5)
| разработка научных теорий
|
| 6)
| объ
снение существующих взаимосвязе
| | |
379. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Общество–– это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.
Определите, какие положения текста имеют
| |
| | |
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
380. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?
| |
| 1)
| выявление сущности общественных и природных явлений
|
| 2)
| отражение реальности в образах и символах
|
| 3)
| выражение субъективного отношения к миру
|
| 4)
| опора на идею сверхъестественного вмешательства
| | |
381. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)
| |
| 1)
| у
еличение военных расходов
|
| 2)
| международные программы поддержки развивающихся стран
|
| 3)
| сокращение расходов на ликвидацию неграмотности
|
| 4)
| борьба с международным терроризмом
| | |
382. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.
| |
| 1)
| верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| | |
| | |
383. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП ОБЩЕСТВА
| ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
|
Аграрное
| …
|
Постиндустриальное
| Информация
|
384. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.
1) В трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе; 6) в пище.
385. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
|
| УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
| А)
| объяснение сущности изучаемых явлений
| Б)
| наблюдение изучаемых явлений
| В)
| проведение коли
ественных и
мерений
| Г)
| формулирование научных законов
| Д)
| выдвижение гипотез
| |
| 1)
| теоретический
| 2)
| эмпирический
| | |
386. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
| |
| 1)
| увеличение количества учебных предметов
|
| 2)
| сокращение времени изучения естественных наук
|
| 3)
| ориентация на интересы и склонности ученика
|
| 4)
| применение технологий, сберегающих здоровье
|
| 5)
| особое внимание нравственному воспитанию
|
| 6)
| компьютеризация образовательного процесса
| | |
387. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Поскольку __________ (А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой __________ (Б). В результате усвоения __________ (В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к __________ (Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и __________ (Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными __________ (Е), с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».
| |
| | |