Главные члены двусоставного предложения
Вариант 1
1. Определите грамматическую основу предложения:
Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать (Пушкин).
1) Он подошел, сказал.
2) Он подошел, сказал и стал командовать.
3) Он подошел и стал командовать.
2. Определите подлежащее в предложении: Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков).
1) мороз; 2. нос и щеки.
3. Определите подлежащее в предложении:
Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков).
1) никто; 2. никто из ребят.
4. Определите подлежащее в предложении: Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский).
1) мы с Костей; 2.мы.
5.Определите подлежащее в предложении: Несколько недель бездействия проносятся мигом
1. несколько; 2. несколько недель.
6. Определите сказуемое в предложении: Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем 1. курлычет; 2. курлычет днем.
7. Определите предложение с составным сказуемым:
1) Юные туристы летом побывали на Урале.
2) Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).
|
|
8. Определите составное глагольное сказуемое:
1) Тут он принялся переписывать мою подорожную (Пушкин).
2) Роса была холодная, обильная (Паустовский).
3) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья (Паустовский).
9. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1) Рудин начал рассказывать (Тургенев).
2) Сквозь волнистые туманы пробирается луна (Пушкин).
3) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей (Татьяничева).
10. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:
1) Грановитая палата старинная постройка Кремля.
2) Дома города точно груды грязного снега (Горький).
11. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Площадь комнаты двадцать четыре метра.
2) Спина у акулы темно-синего цвета (Гончаров).
12. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Человек не орех, сразу не раскусишь (пословица).
1) перед сказуемым стоит отрицание не; 2. не повторяется.
13. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).
1) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;
2) тире никогда не ставится.
14. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Дома города точно груды грязного снега (Горький).
1) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз точно;
2) тире никогда не ставится.
15. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений:
Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Утром он обычно работал и э ти часы был невидим.
|
|
1) затевал игры; 2. он работал и был невидим.
Какому предложению соответствует характеристика сказуемое составное именное?
1) Благодаря особенностям строения горный массив являлся скоплением чуть ли не половины всех известных дикорастущих трав.
2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
17. Какому предложению соответствует характеристика подлежащего – подлежащее выражено словосочетанием?
1) Художник изобразил всадницу на вороном коне.
2) Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (Горький).
Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?
1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.
2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.
1) переходила в канавку;
2) мы не ложились и любовались.
19. Какому предложению соответствует характеристика – предложение с однородными подлежащими:
1) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы, так и острые когти.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот огромных дубов и ясеней.
Вариант 2
1. Выделите грамматическую основу предложения: Всю ночь не смолкает трель соловья в душистой сирени (Зуев).
1) трель не смолкает; 2) трель не смолкает всю ночь.
2. Определите подлежащее в предложении: Тщеславие в работе гадость и грязь (Герман).
1) тщеславие; 2) тщеславие в работе; 3) гадость и грязь.
3. Определите подлежащее в предложении: Несколько казаков обступили Савельича
1) несколько; 2) несколько казаков.
4. Определите подлежащее в предложении: Дед с матерью шли впереди (Горький).
1) дед с матерью; 2) дед.
5. Определите подлежащее в предложении: Охранять природу – значит охранять Родину
1) охранять; 2) охранять природу.
6. Определите подлежащее в предложении: Княгиня с княжною сидели на скамейке
1) княгиня; 2) княгиня с княжною.
7. Определите сказуемое в предложении: Лохматая лисица озабоченно мелькнула в тростниках
1) мелькнула; 2) озабоченно мелькнула.
8. Определите предложение с составным сказуемым:
1) Прибрежные пески делаются темными от росы (Паустовский).
2) Солнце сверкало над головой (Паустовский).
9. Определите составное глагольное сказуемое:
1) С дерева на дерево перелетают птицы (Соколов-Микитов).
2) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.
10. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1) Наутро мы поднялись довольно рано (Арсеньев).
2) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов).
3) Осиновый лес очень красив зимою.
Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым
1) Толстой хранитель русского классического языка (Фурманов).
2) Степь словно сплошной солнечный диск (Солоухин).
12. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Сухая, крепкая осень самое лучшее поэтическое время года (Мамин-Сибиряк).
2) В окно с улицы лился глухой шум и летела пыль (Горький).
13. Найдите грамматическую основу в предложении: Слева на заднем плане виднеются руины величественных зданий, навевающих мысли о Древней Греции (по Робу-Грийе).
1) виднеются руины; 2. виднеются руины величественных зданий.
14. Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть сила самой вещи (по Лосеву).
1) имя; 2. имя вещи; 3. сила.
15. Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть орудие общения с нею всего окружающего (Лосев).
1) орудие; 2) имя.
16. Найдите подлежащее в предложении:
Я кладу все это в выдвижной ящик стола и достаю оттуда пистолет (Роб-Грийе).
1) я; 2) все это; 3) ящик; 4) пистолет.
17. Найдите подлежащее в предложении: Я заменил сюртучок курткой, но галстука не снял
1) я; 2) сюртучок; 3) галстука.
18. Найдите подлежащее в предложении: Каждый хочет иметь и невесту, и друга
|
|
1) каждый хочет иметь; 2) каждый.
19. Определите подлежащее в предложении:
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Лермонтов).
1) три гордые пальмы; 2) три пальмы.
20. Определите подлежащее в предложении: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей
1. пара лошадей; 2. пара.
21. Определите подлежащее в предложении:
Теперь едущий или идущий пешком в разных местах заметит... пограничные метки-столбы 1. метки-столбы; 2. едущий; 3. едущий или идущий.
22. Найдите сказуемое в предложении:
Она осталась печальной и озабоченной до самого вечера (Тургенев).
1) осталась печальной и озабоченной; 2)осталась; 3) осталась печальной.
23. Определите сказуемое в предложении: Взяла да и говорить с ней перестала.
1) взяла да и перестала говорить; 2)перестала.
24. Найдите предложение с составным сказуемым:
1) Я не стал его дальше расспрашивать (Роб-Грийе).
2) Сравнение снова обогащает вещь (Лосев).
25. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:
1) Безгласность ужаса, безумий дуновенья свой след означили на мертвенном челе (по Бодлеру).
2) Без медицинского халата тут нельзя свободно разгуливать по отделениям.
26. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
1)Анна Сергеевна даже попыталась сказать что-то умное, внести, так сказать, свою лепту в интеллектуальную беседу.
2) Дмитрий думал о ней, скучал, жил ею, можно сказать, не замечая того отвращения, которое она испытывала к нему вот уже много лет.
3) Своим друзьям она казалась умной, знакомым – интересной, людям посторонним – оригинальной, но для матери все эти «казалось» были по меньшей мере странными.
27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Дети это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ.
2) Именно эта старуха, как оказалось, его идеал.
28. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Нация это прежде всего общность, не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся определенная общность людей, языка и территории (по Сталину).
2) Эскориал, кажется, резиденция испанских королей, включающая дворец и монастырь.
|
|
29. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов).
1) между подлежащим и сказуемым сравнительный союз как;
2) тире никогда не ставится.
30. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Наш новый сотрудник, по-видимому, хороший специалист.
1) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;
2) тире никогда не ставится.
Вариант 3
1. Определите грамматическую основу предложения:
Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер.
1) звезда сверкала; 2)звезда сверкала и отражалась.
2. Определите подлежащее в предложении:
Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали (Горький).
1)я; 2) я в восхищении.
3. Определите подлежащее в предложении:
Пара черных куличков с плачем метнулась в дождливое небо (Бунин).
1) пара; 2)пара куличков.
4. Определите подлежащее в предложении:
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и сапогах
1) приезжий; 2) нет подлежащего.
5. Определите подлежащее в предложении: Пятеро монахов прошли по еще безлюдному городу
1) пятеро; 2) пятеро монахов.
6. Определите подлежащее в предложении:
Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны (Паустовский).
1) стаи; 2) стаи птиц.
7. Определите сказуемое в предложении: Невидимые жаворонки тотчас запели над рожью
1) запели; 2) тотчас запели.
8. Определите предложение с составным сказуемым:
1) По пустым садам начинают летать и кричать сороки (Телешов).
2) Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу (А. Толстой).
9. Определите составное глагольное сказуемое:
1) Я перестал ругаться, а Дерсу перестал ворчать (Арсеньев).
2) Возьму вот и продам завтра тройку! (Чехов)
10. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1) Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные.
2) Большинство забав определялось течением деревенской жизни (Солоухин).
11. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:
1) Обитатели Горюхина большей частью роста среднего (Пушкин).
2) Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.
12. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров.
2) Смотрителем маяка был старый боцман парусного флота (Арсеньев).
13. Найдите грамматическую основу в предложении:
А тени прошлого так тихо пролетают под вальс томительный (по Бодлеру).
1) тени прошлого; 2) тени пролетают.
14. Найдите подлежащее в предложении: Ползет подземный змей, ползет, везет людей
1) змей; 2) подземный змей.
15. Найдите подлежащее в предложении: Голубей над крышей вьется пара (по Цветаевой).
1) пара; 2) пара голубей.
16. Найдите подлежащее: Приезжий не мог оценить всю прелесть дождливой погоды
1) приезжий; 2) нет подлежащего.
17. Найдите подлежащее в предложении: В моей камере сидели пятеро (Новодворская).
1) сидели пятеро; 2. пятеро.
18. Найдите подлежащее в предложении: И рыб воздушных скрылась стая.
1) стая; 2) стая рыб.
19. Определите подлежащее в предложении: Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький).
1) немногие; 2) подлежащего нет.
20. Определите подлежащее в предложении:
Каждый из нас станет на самом краю площадки (Лермонтов)
1) каждый; 2) каждый из нас.
21. Определите подлежащее в предложении: Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).
1) пятнадцатое; 2) пятнадцатое мая.
22. Найдите сказуемое в предложении: Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).
1) полюбил; 2) особенно полюбил.
23. Найдите предложение с простым сказуемым:
1) Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).
2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).
24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:
1) Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).
2) Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком непререкаемой реальности (по Робу-Грийе).
25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
1) Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.
2) Море отливало алюминием (Паустовский).
26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат.
2) Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).
27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится.
2) Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет.
28. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Степь словно сплошной солнечный диск.
1) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный союз словно;
2) тире никогда не ставится.
29. Объясните постановку тире в предложении:
Они говорили долго: бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький).
1) на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении;
2) между подлежащим и сказуемым.
30. Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Если жизнь - большая сцена, сцена – маленькая.
1) два существительных в одном падеже;
2) интонационное тире.