Экономическое развитие Красноярска после вов

Для послевоенного общества, переходившего от военного состояния к мирному, характерна большая мобильность населения. Миграционные потоки распределялись по двум направлениям: с запада на восток (демобилизация и репатриация) и с востока на запад (реэвакуация). Если в 1942 г. численность красноярцев составляла 300 тыс. человек (по сравнению с 1939 г. на 60% больше), то к началу 4-й пятилетки население города увеличилось на 25%.[1]

В Красноярске проводилась перерегистрация эвакуированных по районам с целью уточнения их количества и привлечения к работе. Однако точных данных до 1949 г. по численности населения Красноярска нет. Не было переписи, не все прибывшие имели регистрацию, временно проживали демобилизованные, которые следовали к месту жительства своих семей. Вряд ли учитывались пленные и спецпереселенцы. Они могли числиться в лагерях, существовавших на территории Красноярского края, а работать на предприятиях города.

С окончанием военных действий стремление к возвращению в родные места стало массовым, но не всегда выполнимым, и это приводило к самовольной реэвакуации. К началу 1951 г. население города сократилось до 287 тыс. человек; к 1956 г. - выросло до 328 тыс., в 1959 г. составило 412 тыс.[2]

Экономическая ситуация продолжала оставаться тяжелой, и в конце сороковых - начале пятидесятых годов наметился глубокий кризис, который генетически был связан с общим кризисом сталинской модели социализма.

Богатейшая сырьевая база Сибири и ускоренные темпы индустриализации в годы Великой Отечественной войны способствовали созданию здесь новых отраслей промышленности, таких, как тяжелое машиностроение, черная и цветная металлургия, радиотехника, и многих других.красноярск промышленный социальный культурный

В послевоенный период первоочередными задачами являлись укрепление и расширение эвакуированных в годы войны промышленных предприятий, перевод их на выпуск мирной продукции, создание мошной индустриальной базы. Трудности выполнения этих задач заключались в том, что из 22 красноярских предприятий союзного подчинения 9 выпускали продукцию военного назначения, а на 13 заводах выпуск вооружения и боеприпасов для фронта составлял 50-60% от всего производства. Переход от военной экономики к мирной, реэвакуация оборудования и рабочей силы осуществлялись в плановом порядке. На всех предприятиях был введен нормальный режим труда, возвращены выходные дни и отпуска, отменены сверхурочные.

В условиях нарастания "холодной войны" приоритетной задачей стало дальнейшее развитие тяжелой промышленности, составлявшей основу оборонной мощи страны. Машиностроительные заводы Красноярска получили государственное задание - в кратчайшие сроки наладить выпуск машин и механизмов гражданского профиля. В годы четвертой пятилетки значительно возросли мощности "Сибтяжмаша". Завод приступил к строительству паровозов, выпускал газогенераторы для автомашин, тракторов, электропилы, позже - бульдозерные, а затем и трелевочные установки. В мае 1947 г. впервые в СССР красноярскиепаровозостроители изготовили цельносварной котел для паровоза СО. К концу пятилетки станочный парк предприятия насчитывал 620 единиц. Главный конструктор ПВРЗ Н.Г. Попов сконструировал первую в стране снегоочистительную систему "Таран". Одновременно осуществлялся перевод станков на скоростные режимы. Успешный эксперимент по скоростному фрезерованию увеличил производительность труда в 10 раз[3].

В первые послевоенные годы получила широкое развитие химическая промышленность. Вслед за химкомбинатом "Енисей" в строй вступил биохимический завод, который обеспечил все смежные отрасли гидролизным спиртом. В 1948 г. на завод пришел новый директор В.И. Карпенко, который взялся за техническую реконструкцию предприятия, значительно расширил производство. Благодаря совместным усилиям красноярцев и ленинградских рабочих была запущена фурфуроловая установка. Стал стабильно работать дрожжевой цех.

С развитием химии, радиотехники, электроники и др. отраслей промышленности возросла потребность в изделиях из благородных металлов. Так производство качественных оптических стекол, прежде всего для оборонной промышленности, требовало применения чистой платины. Для завершения комплексной переработки сложных руд Норильского месторождения в Красноярске создано аффинажное производство. Еще в годы войны были аффинированы платина и палладий из норильских шламов.затем получен рутений и осмий. Но до современного уровня качества было еще далеко.

Ускоренное строительство новых предприятий увеличило потребности города в электроэнергии. Красноярская ТЭЦ, требовала реконструкции. Ее первый директор П.В. Юренский осознавал, что КрасТЭЦ в годы войны была пущена в эксплуатацию со значительным количеством недоделок. Не хватало производственных мощностей, специалистов и квалифицированных рабочих. Местный уголь требовал особого подхода, неправильное его использование приводило к взрывам. Город ощущал постоянные перебои в электро- и теплоснабжении. Так, из-за ограничений в снабжении электроэнергией простои на комбайновом заводе составили более 22 тыс. часов.

Конверсия промышленности вызвала разрыв сложившихся народнохозяйственных связей и падение объемов производства. Предприятия имели ограниченные производственные площади, отсутствовала ремонтно-механическая база. Судьбу большинства предприятий решали не машины, а люди. Все трудоемкие работы производились вручную. В стадии становления находилась промышленность строительных материалов. Были построены 2-я и 3-я очереди цементного завода. Но завод был пущен в эксплуатацию с большими недоделками, работая лишь на части своей проектной мощности[4].

Наметились значительные диспропорции в различных отраслях промышленности. Реконструкция предприятий легкой и пищевой промышленности началась сразу же после войны, но и к концу 40-х г. объем продукции легкой и пищевой промышленности не достиг довоенного уровня. Она попросту находилась в застое, не увеличивались капиталовложения, не обновлялось оборудование. Положительные изменения были отмечены лишь в производстве кожаной обуви (за 1945-1950 гг. выросло в 2.5 раза), но и оно испытывало постоянный дефицит в поставке стелек и подошв. Ослабить проблему нехватки ширпотреба могли бы промышленные артели и кустарные мастерские. Однако ассортимент производившихся ими товаров был слишком ограничен (металлические ложки, поварешки, сапожные косячки, детские кроватки, коляски, трехколесные велосипеды, детские игрушки). Благодаря самоотверженному труду красноярцев планы 4-й пятилетки в основном были выполнены. Страна ежегодно получала десятки миллионов сверхплановых накоплений. Однако форсированный рост тяжелой промышленности был достигнут за счет развития производства потребительских товаров и в ущерб ему[5].

В связи с быстрым вводом в строй промышленных предприятий резко ухудшилась экологическая обстановка. Ежесуточно на город выбрасывалось до 200 тонн золы, цементной пыли и отходов''. Большинство предприятий имело слабые очистительные сооружения. Не менее болезненными были вопросы водоснабжения и канализации. Город не имел мощного коллектора. В ненастье грязевые потоки превращались в "горную" речку в центре Красноярска и стекали в Енисей.

Медленно шло строительство транспортных магистралей. В условиях активной промышленной и гражданской застройки правого берега городу жизненно необходим был коммунальный мост через Енисей. Правый берег расстраивался, и многие предприятия возводились именно здесь. Эксплуатация деревянного понтонного моста ежегодно обходилась городской казне в 1 млн. руб. Через железнодорожный мост ходили два пригородных поезда, "Матаня" и "Ученик", забитые до отказа. По левому берегу лишь в 1947 г. была пущена в эксплуатацию двенадцатикилометровая узкоколейная дорога Бадалык-Красноярск, обеспечивавшая подвоз людей к месту работы.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: