Ст.2 Гражданского кодекса «Предпринимательство – это любой вид деятельности, направленный на систематическое получение прибыли»
Толковый словарь Даля. Предпринимать – начинать, организовывать, управлять.
Р. Хизрич, М. Питерс «Предпринимательство – это процесс создания чего то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Типичный предприниматель.
Бизнес как вид деятельности в социально-экономической системе. Разновидности и особенности бизнеса, условия и роль в развитии
социально-экономической системы. Потребность бизнеса в организации.
Бизнес как специфический объект организации. Принципы организации бизнеса.
Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинг. Индивидуальное и коллективное.
Вид деятельности? Образ жизни? Наука? Искусство? История возникновения термина. Вид, место и временный фактор. Взаимовыгодный обмен. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.
Среда предпринимательства: внешняя, внутренняя. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. На организацию и функционирование бизнеса оказывают влияние: экономическая обстановка, политическая ситуация, правовая среда, социально-культурная среда, технологическая среда, физическая или географическая среда, институциональная среда.
На деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики оказывает влияние целый ряд факторов:
1) по направлению действия - позитивные и негативные;
2) по составу причин - сложные и простые;
3) по времени воздействия - постоянные и временные;
4) по содержанию - общие и специфические;
5) по возможности измерения - поддающиеся и не поддающиеся измерению;
6) по возможности влияния предприятия - субъективные и объективные;
7) по влиянию на характер развития деятельности - экстенсивные и интенсивные;
8) по источнику возникновения - внутренние и внешние.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательство, рассмотрены в таблице.
Основные внешние факторы, в свою очередь, можно подразделить на:
• экономические - платежеспособность покупателей, изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, инфляция;
• социальные - изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; нравственные и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация;
• правовые - наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства; развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; усовершенствование методов учета и форм отчетности; правовая гарантия права на собственность и соблюдение договорных обязательств; защита фирм друг от друга; защита потребителей от недоброкачественной продукции.
Внутренним факторам соответствуют следующие.
1) По возможности влияния на них:
• объективные - те, которые не зависят от субъекта управления;
• субъективные - те, которые обусловлены деятельностью самого предприятия.
2) По содержанию:
• материально-технические - факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда.
Внешние и внутренние факторы, воздействующие на
предпринимательскую деятельность по их содержанию
Факторы | |
Внешние | Внутренние |
Покупательная способность населения | Материально-технические |
Возможность получения кредита | Социально-экономические: размер издержек, уровень квалификации и образования работников, отношение к труду, трудовая дисциплина, изменение форм собственности, демократизация |
Изменение потребительских предпочтений | Организационные: уровень менеджмента, позиция собственника, уровень квалификации персонала, качество маркетинга и др.) |
Политическая стабильность | |
Демография | |
Уровень культуры | |
Уровень развития науки и техники | |
Кредитная и налоговая политика | |
Инфляция |
К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.;
• организационные - факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы.
Различают три группы организационных факторов:
1) организацию производства: размещение предприятия по территории страны; организацию транспортных связей; специализацию, кооперацию и разделение, организацию материально-технического снабжения и сбыта продукции; организацию энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организацию системы контроля качества; организационно-техническую подготовку производства; проведение текущего и капитального ремонта; организацию бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организацию внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;
2) организацию труда: рациональное разделение и кооперацию труда; организацию и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение вредных и опасных условий производства; внедрение передовых методов труда; организацию рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональную расстановку и эффективное использование кадров и т.д.;
3) организацию управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и действенной управленческой структуры; координацию работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективную организационно-экономическую форму; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой политикой, издержками предпринимательской деятельности, амортизационной политикой и т.п.;
• социально-экономические - факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации; отношением работников к собственности, условиями труда и быта; эффективностью стимулирования труда.
К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность; уровень квалификации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.
Экономическая свобода наряду с другими факторами является определяющим условием развития предпринимательства. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленную на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.
Функции бизнеса: основные и дополнительные. Основные функции - ведение бухучета и финансов, кадровая, материально-технического обеспечения, производственная, маркетинг. Маркетинг- определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.
Дополнительные функции:
- поддержка предпринимательства (идеология предпринимательства). Распространение предпринимательских идей и опыта управления.
- НИОКР. Новые технологии.
- связь с общественностью (паблик рилейшнз). Регулирование отношений с общественными организациями и средствами массовой информации.
Микро- и макросреда бизнеса.