Тема: Понятие бизнеса. Среда бизнеса

Ст.2 Гражданского кодекса «Предпринимательство – это любой вид деятельности, направленный на систематическое получение прибыли»

Толковый словарь Даля. Предпринимать – начинать, организовывать, управлять.

Р. Хизрич, М. Питерс «Предпринимательство – это процесс создания чего то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Типичный предприниматель.

Бизнес как вид деятельности в социально-экономической системе. Разновидности и особенности бизнеса, условия и роль в развитии

социально-экономической системы. Потребность бизнеса в организации.

Бизнес как специфический объект организации. Принципы организации бизнеса.

Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинг. Индивидуальное и коллективное.

Вид деятельности? Образ жизни? Наука? Искусство? История возникновения термина. Вид, место и временный фактор. Взаимовыгодный обмен. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.

Среда предпринимательства: внешняя, внутренняя. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. На организацию и функционирование бизнеса оказывают влияние: экономическая обстановка, политическая ситуация, правовая среда, социально-культурная среда, технологическая среда, физическая или географическая среда, институциональная среда.

На деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики оказывает влияние целый ряд факторов:

1) по направлению действия - позитивные и негативные;

2) по составу причин - сложные и простые;

3) по времени воздействия - постоянные и временные;

4) по содержанию - общие и специфические;

5) по возможности измерения - поддающиеся и не поддающиеся измерению;

6) по возможности влияния предприятия - субъективные и объективные;

7) по влиянию на характер развития деятельности - экстенсивные и интенсивные;

8) по источнику возникновения - внутренние и внешние.


Внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательство, рассмотрены в таблице.

Основные внешние факторы, в свою очередь, можно подразде­лить на:

• экономические - платежеспособность покупателей, измене­ние конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, инфляция;

• социальные - изменение политической обстановки внут­ри страны и за рубежом; нравственные и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация;

• правовые - наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная про­цедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства; развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; усовершенствование методов учета и форм отчетности; правовая гарантия права на собственность и соблюдение договор­ных обязательств; защита фирм друг от друга; защита потребите­лей от недоброкачественной продукции.

Внутренним факторам соответствуют следующие.

1) По возможности влияния на них:

объективные - те, которые не зависят от субъекта управления;

субъективные - те, которые обусловлены деятельностью самого предприятия.

2) По содержанию:

материально-технические - факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда.

 

Внешние и внутренние факторы, воздействующие на

предпринимательскую деятельность по их содержанию

 

Факторы
Внешние Внутренние
Покупательная способность населения Материально-технические
Возможность получения кредита Социально-экономические: размер издержек, уровень квалификации и образования работников, отношение к труду, трудовая дисциплина, изменение форм собственности, демократизация
Изменение потребительских предпочтений Организационные: уровень менеджмента, позиция собственника, уровень квалификации персонала, качество маркетинга и др.)
Политическая стабильность  
Демография  
Уровень культуры  
Уровень развития науки и техники  
Кредитная и налоговая политика  
Инфляция  

 

К ним относятся: замена морально и физически устаревше­го оборудования; ремонт действующего оборудования; механиза­ция и автоматизация производства; электрификация производ­ства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; созда­ние и внедрение принципиально новых технологий, обеспечи­вающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение ка­чества; углубление специализации машин; экономия матери­альных ресурсов; освоение альтернативных источников энер­гии и т.п.;

• организационные - факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управ­ления; выбором организационно-правовой формы.

Различают три группы организационных факторов:

1) организацию производства: размещение предприятия по территории страны; организацию транспортных связей; специализацию, кооперацию и разделение, организацию материально-технического снабжения и сбыта продукции; организацию энергоснаб­жения, ремонтного обслуживания; организацию системы контроля качества; организационно-техническую подготовку произ­водства; проведение текущего и капитального ремонта; организа­цию бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организацию внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

2) организацию труда: рациональное разделение и коопера­цию труда; организацию и обслуживание рабочих мест; улучше­ние санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение вредных и опасных условий производства; внедрение передовых методов труда; организацию рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и произ­водственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирова­ние труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслу­живания; рациональную расстановку и эффективное использо­вание кадров и т.д.;

3) организацию управления: формирование организацион­ной структуры; создание экономичной и действенной управ­ленческой структуры; координацию работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективную организационно-экономическую фор­му; совершенствование стилей и методов управления; финансо­вый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление цено­вой политикой, издержками предпринимательской деятельности, амортизационной политикой и т.п.;

• социально-экономические - факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации; отношением работников к собственности, условиями труда и быта; эффективностью стиму­лирования труда.

К ним относятся: материальная и моральная заинтересован­ность; уровень квалификации работников; уровень культуры тру­да; отношение к труду; изменение форм собственности на сред­ства производства и результаты труда и т.п.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Экономическая свобода наряду с другими факторами является определяющим условием развития предпринимательства. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленную на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Функции бизнеса: основные и дополнительные. Основные функции - ведение бухучета и финансов, кадровая, материально-технического обеспечения, производственная, маркетинг. Маркетинг- определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.

Дополнительные функции:

- поддержка предпринимательства (идеология предпринимательства). Распространение предпринимательских идей и опыта управления.

- НИОКР. Новые технологии.

- связь с общественностью (паблик рилейшнз). Регулирование отношений с общественными организациями и средствами массовой информации.

Микро- и макросреда бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: