Этапы развития первобытного общества(марксистская наука):
1)Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.
2) Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии.
Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.
Род - это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении.
Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды.
Первобытное самоуправление: высший орган-общее собрание взрослых; выборные лица-старейшина, вождь, жрец.
С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:
1) полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования;
|
|
2) оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборныйглава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» приразделе добычи и т. п.);
3) в основе правил поведения находятся неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;
4) основным принципом социального регулирования является принцип талиона – равным за равное (око за око, зуб за зуб). Но при этом становятся обязательны два древнейших табу:
o не убивай своих сородичей (табу на убийство);
o не вступай в половую связь со своей, матерью, братьями и сестрами (табу на инцест);
нарушение табу влечет за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означает смертный приговор.
Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективныепредпосылки возникновения государства и права.
Социальные нормы при первобытнообщинном строе- это обычаи.
Обычаи - это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения. Черты:
1)складывались в интересах всего общества.
2)нет разделения на права и обязанности.
3)реализуется в силу привычки.
4)обеспечивается всем обществом.
5)основанием для обычая являлись религиозные основания..
Были также мононормы —правила поведения людей, соответствующие нерасчленённому общественному сознанию(нет деления на область морали, на область права).