Традиции российской государственности

Централизованное российское государство возникло в 15в., связано с крушением Византийской империи. И Россия приняла гос. традиции Византии.

Эти традиции:

1)православие - одна из религиозных конфессий. Форма коллективного сознания российской государственности.

2)полиэтничность - множество языков и народов.

3)самодержавие-император-ставленник бога на земле. В России монарх рассматривался как сын бога на земле.

4)соборность и общинность. Соборность разработана Хомяковым в середине 19в.

Соборность и общинность трансформировались в традиции коллективизма.

В 1991г. произошла попытка отхода от византийского образца и строительство государственности по западному образцу.

Конституционные черты российской государственности:

1)правовое государство.

Нерсесянц выделяет блоки:

А)гуманитарно-правовой блок—объявление прав и свобод личности приоритетом в гос. деятельности.

Б)нормативно-правовой блок—верховенство конституции, законность.

В)институционально-правовой блок—разделение властей, механизм сдержек и противовесов.

2)демократическое государство-носитель суверенитета многонациональный народ.

3)республика—высшие органы власти – выборные.

4)федеративное государство.

5)светское государство.

6)социальное государство.

 

Происхождение права.

Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.

Асинхронисты считают, что право - признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные авторитетом:

1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Право возникает вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве.

2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.

Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.

Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.

Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения.

Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права.

Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм.

Отличие права от обычаев.

1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.

2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения.

3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения.

4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.

5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность. Пути происхождения права:

Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.

Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.

Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; в) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: