Формула учебной инициативы

Характер инициативности является существенным и, что особенно важно, доступным непосредственному наблюдению свойством субъектного действия и(или) взаимодействия. (Напомним, что нас интересуют начальные этапы любого действия, когда соучастие взрослого в действии ребенка само собой разумеется).

Инициативность ребенка при выполнении любого действия может быть двунаправлена: с одной стороны, всякое действие ориентировано на объективное содержание задачи, с другой стороны, на партнера, занятого этой задачей вместе с ребенком. Приглашая партнера к совместной деятельности, запрашивая помощь или оценку, ребенок начинает развертывать совершенно определенную форму взаимодействия. Мы сейчас не располагаем достаточным знанием, чтобы проанализировать характер творческой инициативности при работе ребенка с содержанием коммуникативной, предметно-практической, игровой и учебной задачи. Гораздо больше данных собрано относительно характера инициативы ребенка, приглашающего партнера к той или иной совместной деятельности, то есть предлагающего взрослому определенную форму взаимодействия, характеризуемую через а) способ взаимодействия, способ распределения функций между партнерами, б) характер приглашения партнера к взаимодействию, в) характер взаимных ожиданий партнеров. Данные, на основе которых мы будем далее различать учебную и всякую иную инициативу ребенка, сведены в таблице 1. Использованный в этой таблице способ представления эмпирического материала базируется на следующем допущении, тоже вводимом без доказательств.

Форма взаимодействия рассматривается здесь не как подсобный и временный элемент психического развития, как некие «строительные леса» будущей индивидуальной способности, а как самоценное психическое (интер-психическое) новообразование. Это допущение позволяет нам развести два типа новообразований каждого возраста: те, что связаны с освоением новых содержаний, и те, что связаны с овладением новыми видами человеческих отношений, новыми видами общностей. Функционирование новообразований первого типа обеспечивает человеку успешность его индивидуальной деятельности. Новообразования второго типа делают человека способным к установлению тех или иных отношений с людьми и с самим собой. В схеме 1 представлена зависимость характера инициативности от типа совместной деятельности ребенка и взрослого.

 

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: