Характеристики ведущей деятельности | Непосредственно-эмоциональное общение | Предметно-манипулятивная деятельность | Игровая деятельность | Учебная деятельность |
1. Содержание | человек как источник любви, понимания, принятия | способы употребления человеческих орудий и знаков | социальные нормы и смыслы человеческих отношений | общие способы решения задач |
2. Способ взаимодействия | симбиотическое слияние | буквальная имитация, действие по образцу | условная, воображаемая, символическая имитация | поиск общего для партнеров способа действия в отсутствии образца |
3. Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству | выражения доброжелательства (преимущественно невербальные) | «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки | «Давай, как будто мы... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия | «Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании |
4. Чего ребенок ожидает от взрослого партнера | присутствие, сопереживание, поддержка, доброжелательное внимание, принятие | демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка | построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности | помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия |
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности | основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру | речь, предметные действия | воображение, символическая функция | рефлексия |
6. Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности | потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне | способность к имитации | способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера | способность (умение) учиться |
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается | доверие к себе и к другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия | способность обучаться по образцам и инструкциям | способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками | знание границ собственных возможностей и способность выходить за эти границы: самостоятельно ставить и решать задачи самоизменения |
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается | неспособность любить и доверять, неверие в свои силы | орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность | бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм | отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления |
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается | зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение | потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов, исполнительские установки, трудности в анализе образцов | уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании | пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность осуществления, познавательная пристрастность |
10. Вклад возраста в учебную деятельность | доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту | способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила | освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии | юношеское умение учиться самостоятельно |
Г. А. Цукерман