Нормативно-правовые аспекты определения состава защищаемой информации

Определение состава защищаемой информации требует, по крайней мере, решения трех задач.

Задача 1. Определение состава информации, ограничение доступа к которой запрещено законодательством, и соответственно вычленение ее из состава защищаемой информации.

Задача 2. Определение состава используемой (полученной) информации, необходимость защиты которой обусловлена причинами, не зависящими от предприятия. Такая информация включает:

—государственную тайну;

—коммерческую тайну контрагентов;

—служебную информацию ограниченного распространения, полученную от органов государственной власти или других организаций;

—персональные данные;

—различные виды профессиональных тайн (врачебную, нотариальную, адвокатскую и т.п.); Г

Задача 3. Определение состава информации, необходимостьзащиты которой обусловлена интересами предприятия. Такая информация включает:

—коммерческую тайну предприятия;

—служебную информацию ограниченного распространения,обладателем которой является предприятие.

4.2.1. Решение задачи 1

Решение сводится к вычленению из состава информационных ресурсов предприятия информации, ограничение доступа к которой запрещают правовые акты Российской Федерации, а именно:

1. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 № 731):,

«1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лип, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово- :хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежах;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

о договорах с кооперативами, иными негосударственными пред­приятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами».

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [45]:

«4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами». (Статья 8. Право на доступ к информации).

3. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»:

«Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, Демограгфии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о систоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

офактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами». (Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию.)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [46]:

«Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры:

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципальногоунитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; I

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и, по иным социальным выплатам;

7)о нарушениях законодательства Российской федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений?

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организа­ций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; \

10)о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11)обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами». (Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну).

5. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства 1'Ф от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти

«1.'3. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус го­сударственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».

Решение задачи 2

Информация, составляющая государственную тайну (далее употребляется термин, принятый в законодательстве Государственной тайне — «сведения, составляющие государственную тайну»), на предприятии может быть условно разделена на две группы:

первая группа — сведения, составляющие государственную тайну, полученные от других предприятий (органов государственной власти);

вторая группа — сведения, составляющие государственную тайну, полученные в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности предприятия.

Определение сведений, относящихся к первой группе, затруднений не вызывает, так как носители таких сведений соответствующим образом обозначены в тех организациях, от которых они получены. Исключение составляют случаи, когда степень секретности полученных носителей сведений определена неверно. Порядок действий в таких случаях определен правовыми актами Российской Федерации, которые в нашем учебнике рассматриваться не будут.

Что касается второй группы, то их определение осуществляется на предприятии на основе развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, предусмотренных ст. 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Участие предприятия в формировании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, ограничено подготовкой предложений по их содержанию. Рассмотрим систему законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих эту работу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть четвертая ст. 29) перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее — Перечень), определяется Федеральным за- I коном от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» 1 (ст. 5). Согласно Перечню, государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и. ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении, и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федера­ции в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуск связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгой ценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому.
Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности

Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и резуль­татах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении и обеспечении ими о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации об организации и о фактическом' состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением Обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Анализируя Перечень, можно легко увидеть, что он определяет только области деятельности и наиболее общие категории сведений в этих областях, которые могут составлять государственную тайну. На практике Перечень в основном используется федеральными органами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государ­ственной тайне, при подготовке предложений в Перечень, предусмотренный абзацем четвертым ст. 9 Закона «О государственной 'тине».

Документ, называемый «Правила разработки перечня сведе­ний, отнесенных к государственной тайне» (далее — Правила), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. № 443.

В соответствии с Правилами:

«2. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен­ным ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тай­не», и методическими рекомендациями Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценки экономических и иных последствий отнесения сведений к государственной тайне.

3. Проект перечня формируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны и вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В проекте перечня указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в проекте перечня.

4.Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляет координацию деятельности органов государственной власти по подготовке предложений о включении сведений в проект перечня».

Форма «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», приведена ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: