Тема 1. Методологические аспекты менеджмента
1.1. Сущность и содержание менеджмента
1.2. Научные школы менеджмента
1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента
Сущность и содержание менеджмента
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент — управление в условиях рынка, рыночной экономики — означает:
ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретные
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
постоянное стремление к повышению эффективности производства,
получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия
решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
|
|
постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния
рынка;
выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
необходимость использования современной информационной базы
проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив отчасти такие термины, как «управление», «управленческая деятельное «руководитель», «директор».
Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», eго синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управления — «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» (business management), что подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».
|
|
Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельностипредполагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственной деятельности фирмы в целом или ее конкретной сферы (производства, сбыта, финансов, НИОКР и др.).
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением масштабов предприятий, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений..
К менеджеру предъявляются определенные требования
Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:
Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает деятельность не только промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Подхозяйственной деятельностьюв определении менеджмента понимается деятельность фирмы:
в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве,
транспорте, банковском деле, страховом деле и др.);
в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производстве, сбыте, финансах), если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Содержание хозяйственной деятельности фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологического цикла в целом: внедрении результатов НИОКР в производство; разработке и совершенствовании технологии производства; обеспечении требуемого уровня качества продукции; осуществлении коммерческих операций; проведении операций товародвижения; осуществлении всех видов расчетов; обеспечении технического обслуживания продукции; материально-техническом снабжении процесса производства; обеспечении финансовыми ресурсами; обеспечении персоналом.
|
|
Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.
Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами делегирования (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.
Определение целей деятельности фирмына ближайшую и дальнюю перспективы (management by objectives) — это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсовпредполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
|
|
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменного управления; управления производством; управления персоналом.
Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.