Экономические методы менеджмента

Экономические методы менеджмента — комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социально-экономичес­кой природе предприятия и являются средством развития произ­водства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объяс­няется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономи­ческих методов менеджмента — их направленность на поощре­ние деятельности предприятия в зависимости от его эффективно­сти, экономии ресурсов (таблица 3.2).

Таблица 3.2 - Экономические методы менеджмента

Группа методов   Составляющие группы методов
1. Методы, регулируемые федеральными и регио­нальными органами (относятся к экономичес­ким факторам внешней среды системы менедж­мента, параметры которой не определяются пред­приятием)   налоговая система страны; налоговая система региона; кредитно-финансовый механизм страны; кредитно-финансовый механизм региона  
2. Методы, регулируемые предприятием (вышестоя­щей организацией) экономические нормативы функционирования предприятия; система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; применение научных подходов к менеджменту  

 

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

удельный вес конкурентоспособной продукции по конкрет­ным рынкам;

нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

оборачиваемость оборотных средств;

производительность труда;

капиталоотдача инвестиций;

фондовооруженность труда;

удельный вес основных рабочих в общей численности рабо­тающих фирмы;

уровень автоматизации производства и управления и др.

Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важней­ших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприя­тия и конкурентов, организационно-технического уровня произ­водства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: