Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Общая характеристика социально-психологических методов
Признаки | Содержание |
Объект управления | экологичность выпускаемой продукции или выполняемой услуги и окружающей природной среды; характер, психические, антропометрические и психофизиологические особенности работника; эргономичность рабочего места и производственного помещения; система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров; организация рабочего места; система стимулирования труда работников; морально-психологический климат в коллективе; условия отдыха работников; инфраструктура региона |
Функции управления | анализ норм и нормативов социально-психологических. процессов; выявление узких мест и недостатков; формулирование проблемы; планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов; организация выполнения планов; учет и контроль выполнения норм и нормативов; мотивация улучшения показателей социально-психологических процессов; регулирование процессов |
Методы управления | мониторинг окружающей природной среды; технические измерения социально-психологических параметров объектов управления; анкетирование; наблюдения; хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментных наблюдений процессов; макетирование (физическое моделирование); телефонный опрос; проведение опытных и экспериментальных работ; математико-статистические методы исследования; экономико-математические методы моделирования процессов |
|
|
В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.
Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.
Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.
|
|
Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.
Социологические методы управления разнообразны.
Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.
Источники социологической информации:
статистическая документация;
статистические справочники;
коллективное обсуждение проблем;
наблюдение;
анкетирование;
интервью.
Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.
Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.
Психологические методы управления представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. - Психологические методы управления
Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:
повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
формирование благоприятного социально-психологического климата;
эффективное использование различных форм морального поощрения;
воздействие на групповое самосознание коллектива.