Функции Центрального Банка России

Деятельность Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России, направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы. Отметим, что, согласно ст.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Итак, мы определили три основные цели деятельности Банка России, для достижения которых он выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, участвует в заседаниях Правительства, а Министерство финансов – в заседаниях Совета Директоров Банка России (с совещательным голосом).

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30).

3. Управляет золотовалютными резервами Банка России.

4. Является кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

5. Устанавливает правила осуществления расчётов в РФ (наличные и безналичные).

6. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

7. Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

9. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач.

10. Осуществляет надзор за деятельностью всех банков.

11. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты.

12. Определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

13. Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации.

15. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

16. Публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

17. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Итак, самой главной функцией Центрального банка РФ является разработка и осуществление единой государственной денежно - кредитной политики, проект основных направлений которой Банк России должен представить к рассмотрению Государственной Думе не позднее 26 августа и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предстоящего года.

 

 

Заключение

Подводя итог рассматриваемой проблеме необходимо отметить следующее.

Рассмотрение вопросов реформирования банковской системы в настоящее время идет по пути дальнейшего усиления властных командно-распорядительных полномочий Центрального банка РФ, в рамках действующего принципа независимости Центрального банка. Такая точка зрения имеет достаточное количество исторических предпосылок, поскольку именно в этом направлении шло развитие банковской системы России.

Но с переходом к рыночной экономике, провозглашением принципа демократии, представляется, что развитие принципа жесткого государственного регулирования и контроля в банковской системе будет противоречить общим принципам гражданско-правового регулирования и тормозить дальнейшее развитие экономической системы Российской федерации. Банковская сфера как и любая другая отрасль экономики имеет свои особенности, но наличие этих особенностей не означает, что для регулирования правоотношений, возникающих в банковской системе и с участием банков, должны быть использованы какие-то особые, более жесткие методы правового регулирования.

Преобладание методов административно-командного управления в банковской системе не обусловлено особенностями банковской сферы, а является наследием советского периода, от которого сейчас необходимо отказаться. Банковской отрасли права, как любой частно-правовой отрасли, присущи диспозитивные методы управления, использование которых создаст дополнительные условия для развития банковской деятельности.

Построение банковской системы на принципах саморегулирования, с использования диспозитивных методов управления уже нашло свое воплощение, например, в банковской системе США. Данный вывод не требует слепого копирования и переноса уже существующей в отдельно взятом государстве банковской системы на российскую почву. Но рассмотрение и применение отдельных принципов этой системы при проведении реформы в банковской сфере возможно и необходимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: