для занятий используются режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в кукольном уголке и т.д. Логопедическая работа начинается с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.
(п: «Дай – зайку!», «Поставь – тарелку!», постепенно фраза расширяется: «Покажи, где красный карандаш; покажи, где большой мяч и т. п.».)
Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно называть соответствующие объекты, а логопед поощряет их и использует в работе специальные приемы, способствующие актуализации речи:
• появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос - Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;
• совместное проговаривание слова;
• отраженное проговаривание;
• договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
• комментирование действий с предметами (Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.
Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:
|
|
• действия, близкие по ситуации;
• действия и признаки, противоположныепо значению;
• действия, выраженные личными и возвратнымиглаголами;
• действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа;
• действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода;
• падежные формы;
• притяжательные местоимения;
• глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
Детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около, действия, сходные по внешним признакам.
2. Развитие фонематического слуха
- Учить детей различать неречевые звуки и их направление;
- Учить детей дифференцировать на слух:
a) существительные, названия которых отличаются однимзвуком (п:миска – мышка);
b) существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре (п:змея – земля);
c) глаголы, сходные по звучанию (кого пасут - кого несут);
- Используя игровые ситуации учить детей выделять простые звуковые комплексы (п: как плачет малыш – «уа») среди других сочетаний;
3. Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса по темам: « Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.
Закрепление умения детей называть:
a) имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в первую очередь двусложные слова с ударением на первом слоге);
b) односложные слова;
c) двусложные слова с ударением на первом слоге;
d) двусложные слова с ударением на втором слоге;
e) трехсложные слова с ударением на втором слоге;
|
|
f) трехсложные слова с ударением на первом слоге;
g) трехсложные слова с ударением на последнем слоге;
Используетсяприем - наращивание к слову одинакового слова.
Учить детей различать на слух, а затем употреблять хорошо знакомые слова с уменьшительным значением (с суффиксами – ик-, -к-)
4. Формирование грамматического строя
- Закрепить навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени;
- Сформировать навыки практического употребления в речи:
· категории числа существительных
· категории глаголов;
· категории падежа.
5. Формирование связной речи
- Учить детей составлять 2х-3х составные высказывания (с помощью пиктограмм и идеограмм);
- Учить детей распространять предложения с помощью однородных членов предложения.
- Учить детей составлять рассказ по картине;
- Учить детей составлять рассказ по серии картин;
- Учить детей составлять пересказ;
- Учить детей составлять рассказ – описание;
6. Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов
Содержание фонетических занятий включает в себя:
- Развитие фонематического слуха;
- Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей (согласные раннего онтогенеза и гласные звуки);
- Постановка отсутствующих звуков.
- Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различнойзвуконаполняемости;
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах;