Анализ использования экономических методов менеджмента в управлении предприятия

Анализ экономических методов управления на предприятии проведем исследуя ценовую политику. Ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию.

Также ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» учитывает:

- систематический анализ цен, реально сложившихся на рынке Республики Беларусь и за ее пределами;

- ценовую политику предприятий – конкурентов;

- данные о восприятии цен потребителями (формирование цены ориентировано на спрос с целью сохранения имеющихся рынков сбыта, роста объемов продаж).

Ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» базируется на товарной политике и предполагает:

- использование гибких цен в зависимости от уровня цен на рынке;

- европейское качество предлагаемой продукции;

- разработку систем льгот и скидок в зависимости от уровня и количества предоставляемой продукции.

Принятие решения в области цен для ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» сопряжено с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, в частности такие, как:

- Себестоимость товара, или вернее, ее стоимостная оценка, насчитанная различными способами;

- Цена конкурентов и возможность ее изменения;

- Ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;

- Прямое и косвенное воздействие со стороны государства на политику цен.

Ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» используется им для достижения следующих целей:

- максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

- максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

- максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

- стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем, объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);

- достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

Политика цен предприятия, в свою очередь, является основой для разработки его стратегии ценообразования, то есть набора практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием. Политика предприятия ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию на основе рассмотрения следующих факторов:

- цены, которые могут обеспечить реализацию продукции;

- объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах;

- объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации;

- средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства;

- рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия.

Рост цен на продукцию ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» может сказаться на объемах реализации. В связи с этим основным способом сохранения объемов сбыта при увеличении цены является улучшение качества предлагаемых товаров, т.е. переориентация на другое конкурентное преимущество – более высокое качество и обновленный ассортимент продукции.

Первоочередной задачей ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» является определение целей и направления ценообразования. Цели ценообразования: прибыль и противодействие конкуренции.

Ценообразование на предприятии ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» регулируется на основании следующих основных документов:

1. Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»;

2 Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями);

3. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» (с изменениями и дополнениями).

При формировании цен на продукцию специалистами ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» применяется постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» (с изменениями и дополнениями).

Подпунктом 2.1 Инструкции установлено, что отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества этой продукции и конъюнктуры рынка.

Состав затрат, составляющих себестоимость выпускаемой продукции (товаров), устанавливается и регулируется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151.

Основные положения являются базовым документом, определяющим общие принципы и единообразие при идентификации и включении в себестоимость затрат, связанных с производством продукции (работ, услуг) для организаций всех отраслей экономики Республики Беларусь. Однако порядок формирования себестоимости продукции, распределения и включения в ее состав отдельных видов затрат, методы калькулирования и выбор калькуляционных единиц и многие другие аспекты могут существенно отличаться в организациях различных отраслей экономики.

В связи с этим, при формировании отпускных цен на ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» включение затрат в себестоимость продукции производится в соответствии с Основными положениями, отраслевыми особенностями состава затрат, определенных в установленном Основными положениями порядке, отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), утверждаемыми соответствующими отраслевыми министерствами, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Таким образом, при формировании себестоимости произведенной продукции для определения и экономического обоснования отпускных цен специалисты ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» учитывают также требования Методических рекомендаций по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденных данным ведомством от 01.04.2004 № 250.

При формировании отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) специалисты ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» обязаны составлять плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой. Наличие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемой цены, необходимо ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» не только для проверки контролирующими органами. Это позволяет просчитать уровень доходности каждого вида продукции, что весьма важно для успешного управления предприятием.

В течение действия установленной и согласованной цены (тарифа) плановая калькуляция не пересчитывается. Отпускные цены (тарифы), утвержденные генеральным директором ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях. Поставка на территории республики товаров всем покупателям независимо от форм собственности осуществляется по утвержденным предприятием-изготовителем ценам. Включение затрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) затраты, рассчитываются по нормам, утверждаемым генеральным директором ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», и нормативам, определяемым в установленном порядке.

Пунктом 2.11 Основных положений предусмотрено, что затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по статьям затрат.

Перечень статей затрат и методика калькулирования себестоимости отличаются в отраслях народного хозяйства и в отраслях промышленности. Это обусловлено характером перерабатываемого сырья, особенностями технологических процессов, организацией производства.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства устанавливаются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Специалисты ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» отражают в положении об учетной политике перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг).

При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли группировка затрат по статьям обеспечивает выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в их себестоимость (так называемые прямые затраты).

Затраты, которые связаны с организацией, обслуживанием и управлением процессом хозяйственной деятельности и распределяются в порядке, установленном отраслевой инструкцией, относятся к косвенным затратам.

Рассмотрим порядок включения в цену основных статей затрат.

Основными статьями затрат в плановой калькуляции на изготовление продукции, как правило, являются материальные затраты, удельный вес которых в себестоимости продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» может достигать 49%.

Нормы расхода должны быть утверждены руководителем организации.

На ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем дополнительной обработке, которые входят в состав вырабатываемой продукции, включаются в экономическое обоснование цены в пределах установленных норм их расхода по ценам последнего приобретения.

При этом особое значение специалистами ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» при формировании цен уделяется правильности вычитания из стоимости сырья и материалов возвратных отходов.

На ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» стоимость возвратных отходов оценивается по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри предприятия или сдаются на сторону.

В расчет цены включаются также затраты по вспомогательным материалам. К вспомогательным относятся материалы, используемые при производстве продукции для обеспечения технологического процесса, для упаковки продукции или расходуемые на другие производственные и хозяйственные нужды.

К материальным затратам относятся и расходы по статье «Топливо и энергия на технологические цели». Согласно п.2.6.8 Основных положений стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в себестоимость в пределах установленных норм их расхода.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1294 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 214, 5/28296)) разработка норм расхода топлива и энергии осуществляется специалистами ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» с периодичностью один раз в 3 года.

Нормы разрабатываются специалистами ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», утверждаются генеральным директором ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» и согласовываются с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь в случае годового потребления указанных ресурсов в объеме 1000 т условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства промышленности Республики Беларусь № 250 специалистами ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» расходы на основную заработную плату производственных рабочих рассчитываются исходя из плановой трудоемкости изготовления изделий, сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.

Расчет заработной платы отражает реальное время, затраченное на производство единицы продукции, т.е. трудоемкость изделия по нормам (нормо-часы), и стоимость нормо-часа. Стоимость нормо-часа при сдельной оплате труда определяется исходя из утвержденных генеральным директором ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» сдельных расценок; при повременной - исходя из размера должностного оклада, деленного на фонд рабочего времени в соответствии с действующим законодательством.

Одной из наиболее сложных проблем при калькулировании продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» является обоснованное распределение накладных расходов между видами продукции. Накладные расходы относятся к условно-постоянным расходам и подразделяются на общехозяйственные и общепроизводственные.

Под общепроизводственными расходами понимаются расходы, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных цехов, а также затраты по эксплуатации машин и оборудования.

В общехозяйственные расходы включаются затраты на управление организацией, общехозяйственные сборы и отчисления, общезаводские расходы непроизводительного характера. Иными словами, общехозяйственные расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» как единой экономической системы.

Важнейшими вопросами, от верного решения которых зависит правильность формировании цен ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», являются выяснение принадлежности тех или иных затрат к накладным или прямым расходам и выбор оптимального метода распределения накладных расходов.

Так как отпускные цены на продукцию ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», формируются на основе плановой себестоимости и затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по нормам, утверждаемым генеральным директором ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», и нормативам, определяемым в установленном порядке, то общепроизводственные и общехозяйственные расходы также рассчитываются на основании установленных норм и нормативов с последующим распределением выбранным способом. Способ распределения накладных расходов устанавливается в приказе об учетной политике ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», на год и в течение этого периода не может быть изменен.

Согласно принятой учетной политике ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», на 2011 год накладные расходы распределяются пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих.

В отношении размера прибыли, включаемой в плановый расчет отпускной цены продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов», необходимо отметить, что существуют ограничения по продукции (работам, услугам), цены (тарифы) на которую регулируются государством. Перечень такой продукции (работ, услуг) утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2009 г. № 391 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 184, 1/10879)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: