Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Заявитель вправе:

выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом;

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель обязан:

 

обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Признание результатов подтверждения соответствия

Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

23. Понятие и виды сертификации товаров

Подтверждениесоответствия - процедура, результатом которой является документальноесвидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии),удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификацияпродукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия,посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) ипотребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, чтопродукция соответствует установленным требованиям.

Сертификатсоответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системысертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукциясоответствует установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

созданиеусловий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей наедином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международномэкономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействиепотребителям в компетентном выборе продукции;

содействиеэкспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

защитапотребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контрольбезопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждениепоказателей качества продукции, заявленных изготовителями.

.Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иныефедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы посертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации,испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

  • Постановление 26 «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации»
  • Федеральный закон "О техническом регулировании"
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии""

Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой им и продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция (в том числе подлежащая обязательной сертификации), работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.

Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Деятельность органов по сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию в России, регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Приказ Минэкономразвития России от 16.10.2012 N 682 "Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 N 25847).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров, принимающих участие в обязательной сертификации, была до 2012 года возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт); на сегодняшний момент аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

О тличия добровольной и обязательной сертификации следующие:

Если обязательная оценка соответствия установлена для отдельных объектов законодательно, то добровольная сертификация товаров, добровольная сертификация услуг или других предметов оценки подтверждения проводятся по воле заявителя либо по требования внешних устанавливающих факторов (например, требований рынка, бизнеса, конкуренции и прочих условий).

Если обязательная оценка соответствия предусматривает две равноправные формы документов подтверждения, то в системе добровольной сертификации может быть оформлен только документ в форме добровольного сертификата соответствия.

Если обязательная оценка соответствия устанавливает определенные государственные стандарты, требования, которые требуют подтверждения соответствия, то добровольная сертификация продукции разрешает указывать в заявлении соискателя стандарты, в соответствии с которыми производился выпуск товаров, и это могут быть не только государственные стандарты, но и стандарты самого предприятия в форме Технических условий.

Если обязательная оценка соответствия предусматривает определенные характеристики безопасности и качества товаров, которые производитель или продавец должны подтвердить, то при добровольной сертификации товаров заявителю предоставлено право выбора показателей, которые он желает подтвердить (два последних фактора и делают добровольную сертификацию продукции достаточно привлекательной для производителей, особенно это утверждение относится к уникальной в своем секторе продукции).

Если обязательная оценка соответствия предусматривает обращение в конкретную систему сертификации, предусмотренную законом, то выбор системы добровольной сертификации остается прерогативой самого заявителя.

Если обязательная оценка соответствия предусматривает требования и условия оценки соответствия, установленные законом, то системе добровольной сертификации разрешено устанавливать дополнительные требования к объектам оценки соответствия в рамках существующего российского законодательства.

 

24. Государственные метрологические требования

Точные измерения являются одним из необходимых условий производства и продажи товаров в установленном количестве. Принятый 26 июня 2008 г. Закон о единстве измерений <1> взамен аналогичного Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 более полно и всесторонне урегулировал отношения в рассматриваемой сфере. Данный Закон регулирует отношения, возникающие:

 

- при выполнении измерений;

- установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений;

- применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений;

- а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (ч. 2 ст. 1).

Среди перечисленных в Законе сфер государственного регулирования, к которым государством установлены обязательные требования в области измерений, указана торговая деятельность и товарообменные операции, выполнение работ по расфасовке товаров (п. 7 ч. 3 ст. 1).

Единство измерений определяется Законом как состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 734 <1>.

 

В соответствии с Законом о единстве измерений измерения должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений, а в остальных случаях - путем аттестации методик (методов) измерений, которую проводят аккредитованные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели. Единый перечень измерений, относящийся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, ведет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (п. 5.4.17.7 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии).

В Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством РФ могут быть допущены к применению в РФ наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в РФ, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ <1>.

 

В целях обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, а также обеспечивающие соблюдение обязательных метрологических, технических и иных требований.

Поверка средств измерений означает совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Закона о единстве измерений).

Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. N 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства средств измерений государственными региональными центрами метрологии <1>.

 

Типы применяемых стандартных образцов или средств измерений подлежат обязательному утверждению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, которое выдает свидетельства установленного образца.

На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа наносится знак утверждения их типа.

В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. N 287 <1>, государственному метрологическому надзору подлежит деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

 

- измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

- выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию РФ, продажу и применение на территории РФ;

- расфасовку товаров.

В соответствии с данным Положением государственный надзор, в частности, осуществляется за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Фасованные товары в упаковках определяются как товары, которые упаковываются в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащегося в упаковке товара, должны быть обозначены на упаковке (п. 28 ст. 2 Закона о единстве измерений).

Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.

Порядок осуществления государственного надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. N 8 <1>.

 

Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, имеют право беспрепятственно посещать объекты, где производятся, эксплуатируются, продаются средства измерений, осуществляют проверку средств измерений, проверяют состояние эталонов, применяемых для проверки средств измерений, вправе получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

Должностные лица имеют право осуществлять проверку количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, чтобы определить массу, объем, расход или другие величины, характеризующие количество этих товаров.

При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее государственный метрологический надзор, обязано:

1) запретить выпуск из производства, ввоз на территорию РФ и продажу стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих обязательным требованиям;

2) запретить применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также непроверенных средств измерений;

3) нанести на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;

4) дать обязательные к исполнению предписания и установить сроки устранения нарушений обязательных требований, установленных законодательством РФ;

5) применять иные меры в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица обязаны также направлять материалы о нарушениях требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений.

 

25. Понятие и виды коммерческих договоров

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены модели основных, но далеко не всех договоров, используемых при осуществлении коммерческой деятельности. Возможность появления новых договоров, отвечающих потребностям быстро меняющегося торгового оборота, основывается на норме п. 2 ст. 421 ГК РФ, в которой предусмотрено, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Провозглашенный ГК РФ принцип свободы договора в его различных аспектах позволяет существенно повысить регулятивные возможности договора.

Специфика коммерческой деятельности требует определения круга договоров, используемых при ее осуществлении, выявления специальных признаков коммерческих договоров.

Понятие же предпринимательского договора в российском законодательстве основывается на использовании сочетания нескольких критериев. Предпринимательские договоры заключают предприниматели (индивидуальные и коллективные). Предпринимательский договор заключается для использования соответствующего объекта с предпринимательской целью, а не для личного, домашнего, семейного и иного подобного использования. Признаком предпринимательского договора является его возмездность. По данным критериям проводится отграничение предпринимательских договоров от потребительских договоров.

Круг договоров коммерческого права значительно уже круга всех предпринимательских договоров. Обладая признаками предпринимательского договора, торговые договоры заключаются вместе с тем только в одной из сфер предпринимательской деятельности - в сфере оптовой торговли. Следовательно, характерным признаком коммерческих договоров является их связь с коммерческой деятельностью. В отличие от иных предпринимательских договоров торговые сделки в большей степени нуждаются в специальных, более простых правилах их оформления, поэтому выделение из состава других договоров коммерческих договоров важно с точки зрения совершенствования правил их регулирования, в том числе упрощения процедуры заключения с целью обеспечения динамичного товарооборота.

В Гражданском кодексе РФ термин "торговые сделки" только упоминается в ст. 184 применительно к институту коммерческого представительства. Хотя коммерческое представительство может осуществляться при заключении различных договоров в сфере предпринимательской деятельности, в основном деятельность коммерческого представителя направлена на осуществление от имени предпринимателей торговых сделок.

Перечень договоров, применяемых при организации и осуществлении коммерческой деятельности, не является исчерпывающим. Используя в качестве основания классификации такой критерий, как предмет договора, можно выделить несколько групп договоров, заключаемых при организации и осуществлении коммерческой деятельности.

Ядро коммерческих договоров составляют договоры продаж. К ним относятся договоры, направленные на передачу товаров в собственность от продавца к покупателю: договор поставки, поставки для государственных и муниципальных нужд, дистрибьюторский, оптовой купли-продажи, контрактации, сделки, заключаемые на товарной бирже, и др. К этой же группе договоров примыкают договоры мены и товарного кредита.

Вторую группу договоров составляют посреднические договоры: коммерческого поручения, комиссии, в том числе консигнации, агентский и др. Они находят широкое применение в коммерческой деятельности, поскольку с помощью посредников организации-изготовители осуществляют отчуждение производимых ими товаров и закупку необходимых им материальных ресурсов.

К третьей группе договоров можно отнести договоры, содействующие купле-продаже товаров. Это договоры по оказанию информационных и консультационных услуг, на проведение маркетинговых исследований, коммерческой концессии, по созданию рекламной продукции и распространению рекламы, перевозки, транспортной экспедиции, складского хранения и др.

Договоры на выполнение подрядных работ имеют весьма ограниченное применение в коммерческой деятельности, к примеру подряд на создание рекламной продукции.

Четвертую группу составляют организационные договоры, т.е. договоры, направленные на организацию торговой деятельности. В эту группу можно включить несколько видов договоров: договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по различным вопросам осуществления коммерческой деятельности; договоры о межрегиональных поставках; соглашения между союзами, ассоциациями, иными некоммерческими организациями, объединяющими производителей, и некоммерческими организациями, объединяющими торговцев, и др.

Важное значение приобретают заключаемые договоры между субъектами РФ о взаимных поставках товаров, налаживании межрегиональных коммерческих связей. Такие договоры способствуют развитию конкуренции, улучшению обеспечения регионов необходимыми товарами, укреплению кооперационных связей.

Приведенный перечень договоров не является исчерпывающим. К собственно коммерческим относятся договоры купли-продажи и торгово-посреднические договоры.

 

26. Договор купли-продажи

Договоры купли-продажи, или продаж, составляют основную группу договоров коммерческого права. Квалифицирующим признаком договоров продаж, регулируемых гл. 30 ГК РФ, является передача товара продавцом в собственность покупателю. На продавца возлагаются две основных обязанности: передать товар покупателю и передать право собственности на него. В соответствии с общим правилом право собственности на товар у приобретателя возникает с момента передачи товара, однако ГК РФ допускает возможность определения законом или договором иного момента возникновения права собственности (п. 1 ст. 223). При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 491 ГК РФ стороны вправе определить момент перехода права собственности от продавца к покупателю только после передачи товара покупателю. Таким образом, в отношении купли-продажи действует специальное правило ГК РФ.

В соответствии со ст. 491 ГК РФ право собственности на товар может быть сохранено за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств.

Включение такого условия в договор позволяет продавцу не засчитывать отгрузку товара для целей налогообложения до момента поступления средств от покупателя, поскольку НК РФ не считает отгрузку товара без перехода права собственности реализацией товара. Но покупатель в таком случае не имеет права распоряжаться товаром по своему усмотрению и, в частности, не вправе использовать товар в производстве, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара. В случае же неоплаты товара в установленный срок или если не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец может потребовать от покупателя возврата товара, если иное не предусмотрено договором.

В коммерческой практике встречаются случаи, когда получивший товар покупатель перепродает его и после получения денег рассчитывается с продавцом. Но поскольку ГК РФ не содержит требования проведения идентификации товара, поступившего на склад покупателя, товар обычно смешивается с остальными товарами и продавец в случае неоплаты товара не может потребовать возврата товара, а только возмещения убытков. Для исключения ущемления прав продавца в таком случае необходимо дополнить ст. 491 ГК РФ положением о проведении покупателем идентификации товара, поступившего от продавца без перехода права собственности до установленного момента, путем хранения товара в отдельном помещении, маркировкой товара или иными способами, позволяющими достоверно установить, что данный товар принадлежит продавцу.

 

27. Договор поставки

Договор поставки выступает одним из основных договоров, заключаемых при осуществлении коммерческой деятельности.

Сторонами данного договора являются предприниматели (коллективные и индивидуальные), причем поставщиком выступает не любой предприниматель, а производитель товаров или коммерсант.

Определение договора поставки, содержащееся в ст. 506 ГК РФ, в соответствии с которым поставщик обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, дает основание для смешения договоров поставки и купли-продажи. Между тем правила ГК РФ о договоре поставки рассчитаны на длительное взаимодействие сторон. Так, ст. 508 регулирует периоды поставки товаров, т.е. сроки поставки отдельных партий товаров в течение срока действия договора. Наряду с периодами в качестве самостоятельного условия в договоре могут устанавливаться более дробные сроки поставки - график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Статьи 511 и 512 ГК РФ содержат правила о восполнении недопоставленных товаров и определение ассортимента при восполнении недопоставки товаров. Важность сохранения длительных связей по поставке учитывает законодатель в ст. ст. 523 и 524 ГК РФ. Так, допускается односторонний отказ от исполнения договора поставки или одностороннее его изменение только в случае таких существенных нарушений обязательств, как неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки и поставка товаров ненадлежащего качества с неустранимыми недостатками в приемлемый для покупателя срок.

Существенным условием договора поставки помимо срока является его предмет (наименование и количество товара). Объектом договора поставки могут быть различные товары (сырье, материалы, оборудование, используемые для производственного потребления при создании готовой продукции, или товары, производимые для нужд населения). Хотя в качестве покупателя по договору поставки не выступает гражданин-потребитель, в договоре необходимо предусматривать условия, соответствующие интересам конечных потребителей - граждан. Количество товара может быть предусмотрено в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.

С предметом договора тесно связано и условие об ассортименте поставляемых товаров. Различают групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент ограничивается установлением небольшого количества показателей, а развернутый характеризуется детальной разбивкой поставляемых товаров по видам, моделям, размерам, цветам. При большом ассортименте поставляемых товаров ассортиментные позиции указываются в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора. Долгосрочный характер взаимоотношений сторон по договору поставки обеспечивает возможность предусматривать в договоре условие о расширении ассортимента поставляемых товаров, разработке новых видов товаров.

Одним из важнейших условий договора поставки является условие о качестве поставляемых товаров. Под качеством понимается совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности. Закон о техническом регулировании предусматривает принятие технических регламентов для обеспечения безопасности товаров. Однако потребители все большее значение придают качеству приобретаемых товаров. При таких условиях ведущая роль в определении качества поставляемых товаров помимо документов по стандартизации принадлежит договору. В условиях все возрастающей конкуренции поставщики должны поставлять не только безопасные товары, но и товары, удовлетворяющие покупателей по эргономическим, эстетическим, экологическим и иным показателям качества. Между тем в ГК РФ в правилах о договоре поставки не регулируются вопросы качества поставляемых товаров. Статья 469 ГК РФ допускает возможность не предусматривать в договоре купли-продажи условия о качестве товара. В таких случаях продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в целях, для которых товар такого рода обычно используется. Но для договора поставки, который опосредует передачу крупных оптовых партий товаров в течение длительного времени, правило ст. 469 ГК РФ непригодно. В договоре поставки при отсутствии соответствующего стандарта необходимо указывать подробные требования к качеству товаров.

Наряду с качеством в договоре предусматривается условие о комплектности поставляемых товаров, понимаемой как совокупность деталей, узлов и т.п., включаемых в поставляемые изделия как единое целое, позволяющее его использовать по назначению. Обычно выделяется основное изделие и комплектующие принадлежности. Комплектность устанавливается соответствующим документом (стандартом) или договором. Стороны могут предусматривать в договоре поставку изделий с дополнительными частями либо без определенных частей.

В договоре поставки стороны предусматривают и порядок возврата многооборотной тары и средств пакетирования (ст. 517 ГК РФ), если этот вопрос не урегулирован в нормативном порядке. Прочая тара, а также упаковка подлежат возврату поставщику только в случаях, если это предусмотрено договором.

Гражданский кодекс РФ не рассматривает цену договора поставки в качестве существенного условия договора. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, если условие о цене в договоре отсутствует и цена не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Однако при закупке оптовых партий товара цену необходимо согласовывать в договоре.

Таким образом, договор поставки следует рассматривать в качестве договора, опосредующего долгосрочные отношения сторон по реализации оптовых партий товара.

Регулятивные возможности договора поставки в ГК РФ не использованы в должной мере, поскольку в законе отсутствуют правила, направленные на повышение качества и конкурентоспособности, расширение ассортимента поставляемых товаров, решение вопросов технического и технологического характера на долгосрочную перспективу.

 

28. Договор поставки продовольственных товаров для торговой сети

Заключаемые при осуществлении коммерческой деятельности договоры поставки в ряде случаев имеют своеобразные признаки, обусловленные видом поставляемых товаров, особым субъектным составом контрагентов и другими факторами. Так, специальные правила по заключению и исполнению договора поставки продовольственных товаров в торговые сети содержатся в Законе о госрегулировании торговли.

К продовольственным товарам Закон о госрегулировании торговли относит продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (п. 9 ст. 2).

По сравнению с нормами о договоре поставки, предусмотренными в § 3 гл. 30 ГК РФ, имеющими преимущественно диспозитивный характер, в отношении поставки продовольственных товаров в Законе закреплен ряд императивных правил. Так, установлена обоюдная обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети (ритейлера), и поставщика продовольственных товаров предоставлять необходимую информацию об условиях доступа контрагента для заключения договора поставки и существенных условий такого договора путем размещения соответствующей информации в сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения запроса. Данная мера должна обеспечить открытость и прозрачность информации об условиях заключения договоров поставки. Однако применение данного правила на практике с большой вероятностью вызовет затруднение, поскольку ритейлер без полученной информации от поставщика заранее определить все существенные условия заключаемого договора не сможет. Цена не является существенным условием договора поставки, следовательно, поставщики вправе не размещать информацию о цене в сети Интернет, а сообщить ее по запросу ритейлера. Кроме того, размещенная поставщиками продовольственных товаров на сайте информация о цене может послужить основанием для привлечения к ответственности за нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции о согласованных действиях, которые могут приводить к установлению или поддержанию цен и надбавок.

С целью исключения случаев необоснованного взимания с поставщиков различных выплат (бонусов) в Законе о госрегулировании торговли предусмотрена только одна возможность включения в цену товара выплачиваемого поставщиком ритейлеру вознаграждения - за определенное количество поставляемого товара. Причем размер указанного вознаграждения Законом ограничен и не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом не допускается выплата указанного вознаграждения за поставки отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, внесенных в Перечень, установленный Правительством РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение ритейлером условий договора и (или) его изменение.

Особое значение имеют установленные Законом правила о сроках оплаты поставленных товаров. Законом о госрегулировании торговли в отличие от ГК РФ (ст. 516) предусмотрены императивные нормы об оплате поставленных товаров, что вызвано сложившейся до его принятия практикой задержки торговцами оплаты товаров, в связи с чем поставщики испытывали значительные трудности, связанные с нехваткой оборотных средств. В соответствии с нормами ч. 7 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли, если в договоре поставки предусмотрено условие оплаты товаров через определенное время после их передачи в торговую сеть, срок оплаты таких товаров определяется не сторонами, а Законом о госрегулировании торговли и зависит от установленного срока годности на соответствующие товары. Так, по скоропортящимся продовольственным товарам, срок годности на которые установлен менее чем 10 дней, срок оплаты установлен не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки товаров.

Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки, а продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция отечественного производства - в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров.

Указанные сроки оплаты применяются при условии передачи поставщиком всех необходимых документов на поставленные товары. При нарушении поставщиком сроков передачи таких документов сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления документов поставщиком (ч. 9 ст. 9 Закона о госрегулировании торговли).

Предусмотренное в Законе правило о том, что включение в договор поставки условий по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение товаров, а также условия о совершении хозяйствующим субъектом определенных действий в отношении поставленных продовольственных товаров не допускается, направлено на защиту поставщиков продовольственных товаров, поскольку на практике различные услуги навязывались ритейлерами поставщикам. По существу, в данном случае законодатель установил запрет на заключение смешанного договора, предусмотренного п. 3 ст. 421 ГК РФ, содержащего элементы разных договоров - договора поставки и договора оказания услуг или иного договора. Установленное Законом о госрегулировании торговли ограничение действия принципа свободы договора не следует считать чрезмерным, поскольку в соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона такие услуги могут оказываться ритейлерами на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Кроме того, в целях защиты прав поставщиков Закон о госрегулировании торговли установил запрет на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13).

В Законе о госрегулировании торговли (ст. 13) установлены прямые запреты торговцам и поставщикам навязывать контрагенту условия:

- о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров и др.

Указанные правила представляют собой существенные изъятия из общих правил ГК РФ о договоре поставки, что позволяет рассматривать договор поставки продовольственных товаров в торговую сеть как разновидность договора поставки.

 

29. Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Договорные отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются помимо ГК РФ Федеральными законами от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1>, от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <2>, от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <3>, Закон о размещении заказов, Бюджетным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. Для данных договорных отношений характерно сочетание публично-правового и частноправового регулирования.

 

Существуют два уровня государственных нужд: федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация; либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

В соответствии с внесенными изменениями, вступающими в действие с 1 января 2011 г., Закон о размещении заказов распространяет свое действие и на размещение заказов бюджетных учреждений.

Государственные заказчики, ответственные за обеспечение федеральных государственных нужд, утверждаются Правительством РФ; государственные заказчики, ответственные за обеспечение региональных государственных нужд, - соответствующим органом государственной власти субъекта РФ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах (работах, услугах), необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 3).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, принятого поставщиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона. В случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов, размещение заказа производится без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика) (ст. 10). Функции по размещению заказов могут выполнять уполномоченные государственными и муниципальными заказчиками органы. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо - специализированную организацию для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. При этом определение начальной цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о конкурсе или аукционе, определение условий торгов осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а правом подписания контракта обладает только заказчик. Размещение заказов публичных образований осуществляется в условиях обеспечения гласности, прозрачности, обязательного привлечения субъектов малого предпринимательства, предоставления преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов. Законом установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, государственных нужд субъектов РФ, муниципальных нужд.

В контракте указываются наименование товаров, ассортимент, количество, качество, цена, сроки поставки, порядок расчетов и другие необходимые условия. Для повышения качества и конкурентоспособности товаров, поставляемых для удовлетворения государственных нужд, как было указано, проводится работа по созданию системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

Если товары в соответствии с контрактом поставляются не государственному или муниципальному заказчику, а по его указанию иному лицу, в контракте устанавливаются порядок и сроки направления поставщику отгрузочных разнарядок с указанием в них получателей товаров, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Предусмотрен и иной вариант структуры договорных связей при обеспечении товарами публичных нужд. Поставка может осуществляться определенному заказчиком покупателю по договору поставки для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК РФ). В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. На основании извещения между поставщиком и покупателем заключается договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Заказчик в таких случаях признается поручителем по обязательству покупателя оплатить поставленные товары (ст. 532 ГК РФ).

Заказчик в отличие от обычного покупателя по договору поставки вправе осуществлять контроль за ходом работ по выполнению контракта и оказывать консультативную помощь поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

Особые правила предусмотрены в законодательстве и по изменению и расторжению государственного или муниципального контракта. Так, в случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом (ст. 534 ГК РФ). Указанное правило установлено в публичных интересах, но для защиты частных интересов исполнителей государственных контрактов в перечисленных случаях предусмотрена обязанность по возмещению государственным заказчиком причиненных убытков поставщикам.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств эта сторона:

1) возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

2) несет другую ответственность, установленную законодательством РФ (ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

В законодательных актах, регулирующих отношения по поставке товаров для обеспечения специальных государственных нужд (материальных ценностей в государственный резерв, для нужд обороны и безопасности государства и др.), установлена специальная имущественная ответственность

 

30. Договор оптовой купли-продажи

Договор оптовой купли-продажи не предусмотрен в ГК РФ в отличие от договора розничной купли-продажи, что весьма негативно отражается на правоприменительной деятельности. В условиях невысокого уровня договорной работы, который существует в настоящее время, предприниматели не разрабатывают самостоятельно условия договора и применяют предусмотренную в ГК РФ модель договора поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Отсутствие законодательного закрепления договора оптовой купли-продажи приводит к противоречивой квалификации разовых сделок по оптовой реализации товаров арбитражными судами. В одних случаях арбитражные суды квалифицируют такие сделки как договоры поставки, в других к ним применяют общие правила о договоре купли-продажи (§ 1 главы 30 ГК РФ). Между тем, хотя договор поставки и является одним из видов договора купли-продажи, и к нему применяется ряд общих положений о договоре купли-продажи, предусмотренные § 1 гл. 30 ГК РФ правила договора поставки рассчитаны на применение его в коммерческом обороте, поэтому в ГК РФ (§ 3 гл. 30) предусмотрены некоторые специальные правила об условиях договора поставки, отличающиеся от аналогичных правил, предусмотренных в общих положениях о купле-продаже (в качестве примера можно привести ст. 512 об ассортименте товаров при восполнении недопоставки товаров, специальные нормы о правах покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнении требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров).

Следует отметить, что договор оптовой купли-продажи предусмотрен как один из основных торговых договоров в законодательстве развитых западных стран. Широко применяется он и во внешнеторговой деятельности, что повлекло принятие в 1980 г. Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Рассматривая соотношение договора поставки и договора оптовой купли-продажи, следует отметить, что оба этих договора заключаются в сфере оптовой торговли. Отличие договора оптовой купли-продажи от договора поставки заключается в разовости сделки оптовой купли-продажи, отсутствии длительных договорных отношений сторон, однократной передаче оптовой партии товаров. Данные особенности требуют и их нормативного закрепления. Договор поставки, рассчитанный на крупный, чаще всего годовой заказ покупателя, требует организационной и технической подготовки производства. Соответственно, долгосрочные коммерческие отношения сторон нуждаются в детальной проработке условий договора.

Разовая закупка товаров по договору оптовой купли-продажи обусловливает потребность в упрощенном порядке и форме заключения договора, а заключение договора поставки осуществляется по специальным, более сложным правилам. В дальнейшем по мере укрепления цивилизованных правил поведения на рынке, возрождения дореволюционного "нерушимого слова купца" возможно применение и устной формы сделок между предпринимателями.

Заключаемые в оптовом обороте договоры нуждаются в четком определении срока исполнения обязательств. При заключении договора оптовой купли-продажи для обеих сторон важно определить точный срок передачи товаров. Это важно для определения сроков хранения товаров с целью оптимизации расходов на хранение, приемки товаров, обеспечения согласования сроков приемки товаров со сроками производства. Не случайно достаточно широкое применение в зарубежной коммерческой деятельности приобретает принцип поставки "точно в срок", без складирования. Применение же правил ст. 314 ГК РФ при заключении договора поставки и оптовой купли-продажи, в которой говорится о том, что, если обязательство не предусматривает срока его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства, не отвечает интересам предпринимателей. Разумный срок - понятие субъективное. Опираясь на правила ст. 314 ГК РФ, восполнить отсутствующее в договоре условие о сроке или сроках поставки достаточно сложно <1>. Правило ст. 315 ГК РФ о праве должника исполнить обязательство до срока не распространяется на обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Квалифицирующим признаком договора оптовой купли-продажи в отличие от розничной следует считать срок передачи товара от продавца к покупателю. Это придаст взаимоотношениям сторон четкость и определенность и поможет избежать арбитражных споров.

Таким образом, по договору оптовой купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать покупателю в предусмотренный договором срок партию товаров, производимых или закупаемых им, в собственность покупателю для последующей продажи в розничной торговле или иных предпринимательских целях, а покупатель обязуется принять и оплатить товары

 

31. Договор на комплексное обеспечение материальными ресурсами

Предусмотренные в ГК РФ поименованные договоры являются договорными моделями, конструкциями. На практике применяемые модели договоров модернизируются, приобретают некоторые своеобразные черты, вызванные коммерческими интересами сторон.

К коммерческим договорам относится договор на комплексное обеспечение материальными ресурсами, заключаемый коммерсантом (организацией оптовой торговли) и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Комплексное обеспечение сырьем, оборудованием, материалами предпринимателей-потребителей позволяет последним резко снизить число контрагентов, сократить издержки на транспортные расходы, осуществление функций снабжения. При данной форме коммерческого обслуживания организация-коммерсант принимает на себя обязанности по подыскиванию необходимых поставщиков, осуществлению поставок различных товаров, разработке графиков доставки товаров в соответствии с технологическим циклом производства. Согласно данному договору, организация оптовой торговли осуществляет контроль за поставками, а также оказывает разнообразные услуги по комплектованию, подсортировке товаров, определению уровня запасов и другие услуги.

Отношения коммерсанта и клиента приобретают более высокий уровень взаимодействия. Ядро договорных взаимоотношений сторон составляют обязательственные отношения по поставкам материальных ресурсов, однако данный договор усложняется наличием элементов других договоров, поэтому по своей правовой природе является смешанным.

В качестве смешанного договора, содержащего элементы договоров поставки и подряда, можно квалифицировать и договор поставки товаров из давальческого сырья, согласно которому покупатель предоставляет поставщику сырье для производства и поставки из него готовых изделий.

 

32.Дистрибьюторский договор

Достаточно широкое распространение в коммерческой деятельности получил в настоящее время дистрибьюторский договор. Поскольку данная договорная модель в российском законодательстве отсутствует, при возникновении арбитражных споров есть определенные трудности в квалификации подобных правоотношений. Однозначных признаков, присущих данному договору, арбитражная практика и доктрина не выработали. В рассмотренном Президиумом ВАС РФ деле (Постановление от 18 мая 1999 г. N 7073/98) подобные обязательства охарактеризованы не как обычный договор поставки, а как договор на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей, но квалификация правовой природы договора не была дана, в связи с невыяснением ряда существенных обстоятельств дела, которое было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Данная модель договора позаимствована из практики международной торговли. В опубликованном Международной торговой палатой Типовом дистрибьюторском контракте предусмотрены существенные черты данного договора. Его заключает продавец (поставщик) и дистрибьютор - оптовый покупатель, который осуществляет продвижение и (или) размещение товаров поставщика на определенной согласованной территории. Поставщик может предоставить дистрибьютору права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.

Договорные отношения сторон носят длительный характер.

При заключении дистрибьюторских соглашений особую актуальность приобретает проблема соблюдения конкурентного законодательства. Дистрибьютор и поставщик заключают так называемое вертикальное соглашение, определяемое Законом о защите конкуренции как соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает или является потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4). Закон о защите конкуренции допускает заключение вертикальных соглашений, если они являются договорами коммерческой концессии, а также если доля каждого из хозяйствующих субъектов, заключающих соглашение, не превышает 20% на любом товарном рынке.

Часть 1.2 статьи 11 запрещает вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения:

1) приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара;

2) предусматривают, что продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта-конкурента для продажи.

Вместе с тем такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя, что характерно для дистрибьюторских соглашений.

При продвижении товаров российских производителей такой договор чаще всего именуется дилерским.

Существенными признаками данного договора являются следующие. Сторона договора, называемая дистрибьютором, приобретает товары от поставщика на праве собственности, однако содержание этого договора значительно сложнее договора поставки, поскольку помимо периодических закупок партий товаров дистрибьютор принимает на себя обязательства по продвижению товаров на определенной договором территории. Вследствие этого объемы закупаемых товаров значительно больше, чем по договору поставки, и оптовый торговец получает в связи с этим оговоренные с поставщиком размеры скидок с цены. При взятии на себя обязательств по продвижению товаров российского производства оптовый торговец выступает, по существу, дилером.

В дистрибьюторском договоре могут содержаться элементы различных договоров, но они подчинены одной общей цели - распространению товаров одним лицом по поручению другого лица на определенной территории. Характерной особенностью данного договора является то, что дистрибьютор не является потребителем, он приобретает товары на праве собственности с целью перепродажи.

Достаточно широкое распространение данного договора вызвано его преимуществами, предоставляемыми обеим сторонам. В отличие от посреднических договоров, в частности близкого по существу к рассматриваемому договору агентского договора, дистрибьютор получает по сравнению с агентом высокую степень самостоятельности в создании сбытовой сети. Производитель (поставщик) же, заключая данный договор, переводит тем самым риск неоплаты поставленных товаров многим потребителям на дистрибьютора. Следует отметить, что дистрибьюторский договор может строиться по модели организационного договора, если в заключаемом соглашении содержится условие об обязанности поставщика поставлять товар и обязанность дистрибьютора покупать товар на основе отдельных договоров купли-продажи. Важно при этом установить связь договоров купли-продажи с дистрибьюторским соглашением.

 

33.Понятие и виды биржевых сделок

 

В систему договоров коммерческого права включаются биржевые сделки, однако не все их виды.

С принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законодательные акты были внесены значительные изменения, в том числе и в Закон о товарных биржах (были предусмотрены новые виды биржевых сделок).

Определение биржевой сделки осталось прежним.

Биржевой сделкой признается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи (ст. 7 Закона о товарных биржах).Таким образом, биржевая сделка должна отвечать определенным признакам.

Объектом биржевой сделки является биржевой товар, под которым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевым товаром не может быть недвижимое имущество и объект интеллектуальной собственности. В настоящее время в качестве объектов купли-продажи на бирже выступают около 70 групп товаров (зерновые, масличные, цветные металлы, текстильное сырье и др.). Биржевыми являются стандартизированные товары, т.е. однородные по качеству, размеру, весу, числу и другим характеристикам.Биржа по требованию участника биржевой торговли обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги (ст. 27 Закона о товарных биржах).Биржевые сделки заключаются участниками биржевой торговли.

Биржевые сделки заключаются в ходе биржевых торгов, порядок проведения которых устанавливается биржей в разрабатываемых и утверждаемых ею правилах биржевой торговли.

Обязательным признаком биржевой сделки является ее регистрация. Сделки считаются заключенными с момента их регистрации биржей. Порядок регистрации устанавливается биржей.

Следует отметить, что в соответствии с Положением о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. N 65, обязательной регистрации на товарной бирже подлежат все внебиржевые сделки, которые предусматривают поставки биржевого товара на территории Российской Федерации, а также дополнительные соглашения к зарегистрированному договору, внесенные в договор изменения, определяющие (изменяющие) количество, стоимость или место, в котором обязанность поставщика по поставке биржевого товара признается исполненной. Перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки подлежат регистрации товарной биржей, утвержден распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. N 167-р.

Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие установленным требованиям, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.Исполнение биржевых сделок осуществляется вне биржи.В Законе о товарных биржах перечислены виды заключаемых на бирже сделок. Статья 8 Закона предусматривает, что в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. Таким образом, договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, Закон не рассматривает в качестве договоров купли-продажи.

 

Биржевые сделки принято рассматривать в широком и узком смысле. Биржевой сделкой в широком смысле является как сделка, совершаемая в ходе непосредственно биржевых торгов, так и сделки, заключаемые еще до проведения таких торгов, и сделки, заключаемые для исполнения обязанностей сторон в последующем. Эту категорию сделок можно назвать биржевыми сделками организационного характера или организационными биржевыми сделками. В эту группу включаются сделки, не связанные непосредственно с переходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заключению сделок по поводу биржевого товара. Такими сделками являются договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Биржевой сделкой в узком смысле является только сделка, заключаемая между участниками биржевых торгов в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. К этой группе относятся сделки купли-продажи, фьючерсные, опционные, форвардные, арбитражные, сделки РЕПО (договоры с обязательством обратного выкупа) и СВОП (банковские сделки, состоящие из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день), заключаемые на бирже. В таких сделках биржа выступает не контрагентом в договоре, а организатором торговли. Контрагентами выступают брокеры и дилеры. Биржа в таких сделках является вспомогательным институтом, организующим биржевые торги.

Все биржевые сделки, в зависимости от срока исполнения договора, можно классифицировать на кассовые, срочные и комбинированные.

кассовые биржевые сделки - это сделки с немедленным сроком исполнения договора. Однако на практике немедленная поставка биржевого товара происходит не сразу после получения встречного исполнения обязательства, т.е. уплаты денег за биржевой товар, а спустя несколько дней, через небольшой промежуток времени, указанный в правилах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: