МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Цель контрольной работы состоит в исследовании конкретной проблемы из сферы профессиональной деятельности студента, в закреплении теоретических знаний по дисциплине «управление человеческими ресурсами», а также в приобретении практических навыков принятия самостоятельных решений в области управления человеческими ресурсами.
При выполнении заданий контрольный работы студент должен использовать учебную и специальную литературу, периодическую печать за последние 5 лет, а также собственный практический опыт.
Выполненная контрольная работа должна быть представлена на кафедру до начала экзаменационной сессии. Положительная оценка контрольной работы является основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине.
Номер варианта контрольной работы студент получает у преподавателя в индивидуальном порядке.
Контрольная работа оформляется в соответствии с ГОСТ. Общий объем работы должен быть не менее 15 печатных страниц, но при этом не превышать 35 страниц при раскрытии основного содержания.
|
|
Вариант 1
Теоретические вопросы
1. Основные теории и концепции управления персоналом.
2. Маркетинг персонала. Виды и факторы, влияющие на маркетинг персонала. Стратегии реализации и технологии проведения маркетинга персонала.
3. Понятие карьеры и служебно-профессионального продвижения. Взаимосвязь планирования и реализации карьеры с системой обучения и мотивации персонала. Оценка эффективности системы управления карьерой.
Задача 1
В текущем периоде объем продукции предприятия составил 900 тыс. руб., среднесписочная численность работников 8500 чел. В планируемом периоде предполагается увеличение объема продукции на 15%, рост производительности труда на 9% по сравнению с текущим периодом.
Задание:
Определить численность работающих на планируемый период.
Методические указания
Для решения задачи используются формулы взаимосвязи показателей валовой продукции (V), производительности труда (ПТ), в данном случае выработки (В), среднесписочной численности работников (Чср), а также формулы индексов роста данных показателей (1Р), которые представляют собой соотношение планируемых и текущих показателей:
Задача 2
Менеджер по персоналу выполняет следующие функции:
· разработка стратегии управление персоналом;
· разработка кадровой политики;
· планирование кадровой работы;
· наем и отбор рабочих и специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
· анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих кадрах и специалистах;
|
|
1. маркетинг персонала;
2. поддержание деловых связей со службами занятости и другими источниками персонала;
3. планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов и руководителей;
4. комплектование руководящими, рабочими кадрами и специалистами организации с учетов перспектив ее развития;
5. анализ профессионального, возрастного и образовательного состава персонала;
6. оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
7. аттестация персонала;
8. создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников;
9. планирование деловой карьеры;
10. участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации;
11. организация учета движения персонала;
12. изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;
13. управление занятостью персонала;
14. оформление приема, перевода и увольнения работников;
15. нормирование трудовых процессов;
16. мотивация труда работников;
17. стимулирование труда работников;
18. разработка и внедрение систем оплаты труда;
- участие в разработке и внедрении планов социального развития предприятия;
- профориентационная работа;
- формирование трудового коллектива (групповые и личностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
- организация профессиональной и социально-психологической трудовой адаптации молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием на предприятии, организация работы по их закреплению и использованию;
- подбор и расстановка кадров;
- создание резерва кадров и его обучение;
- применение практической социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
1. диагностика социально-психологических ситуаций;
19. разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;
20. использование компьютерной техники при обработке периодической отчетности и анализе выполнения планов по кадровой работе;
21. применение законов о труде, решение правовых вопросов в трудовых отношениях;
22. управление социальными и производственными конфликтами и стрессами;
23. участие в обеспечении психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
24. участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
2. организация работы с увольняющимися работниками;
3. ведение учета личных дел;
4. рассмотрение писем, жалоб, заявлений.
Задание:
1. Подобрать из числа перечисленных функций десять, которые в первую очередь должен выполнять руководитель отдела управления персоналом.
2. Проранжировать выбранные функции, используя метод попарных сравнений.
Методические указания
Методика попарных сравнений предполагает сравнение каких-либо анализируемых показателей (функций, мотивов и т.д.) или работников между собой.
Для проведения сравнительной оценки составляется оценочная таблица (табл. 1), число строк и столбцов которой соответствует числу сравниваемых показателей (работников).
Таблица 1
Матрица попарных сравнений
№ мотива | Наименование мотива | № мотива | Суммарное значение, баллы | |||||||||
Технология заполнения таблицы заключается в следующем: при сравнении двух показателей (работников) необходимо распределить между ними 2 балла, используя один из названных путей:
|
|
1. если один из показателей предпочтительнее другого (один из работников лучше владеет оцениваемым навыком, чем другой), то ему присваиваются 2 балла, а менее предпочтительному («проигравшему» сотруднику) - 0 баллов.
2. при равенстве оцениваемых показателей (работников)
каждому из них присуждается по 1 баллу.
По диагонали таблицы (в темных ячейках таблицы) проставляется по 1 баллу.
Далее по строкам суммируются присвоенные каждому показателю (работнику) баллы и составляется рейтинг показателей (работников).
Для самопроверки следует помнить, что баллы в таблице распределены правильно, если выполнятся равенство
где Балл; - суммарное количество баллов, набранных i-м показателем или присвоенных
i-му работнику (сумма в соответствующей строке);
N - количество оцениваемых показателей (работников).
ВАРИАНТ 2
Теоретические вопросы
1. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами. Основные тенденции развития управления персоналом в современном мире и в России.
2. Источники набора персонала, их сравнительная характеристика. Наем и отбор персонала. Формы, методы и этапы отбора персонала. Понятие квалификационной карты, карты компетенций, профессиограммы.
3. Система обучения персонала. Задачи и этапы процесса обучения. Методика определения потребности в обучении.
Задача 1
Исходные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Данные о плановой и фактической численности персонала предприятия
Категории персонала | Численность, чел. | |
план | факт | |
Рабочие | ||
Специалисты | ||
Служащие | ||
Руководители |
Задание:
|
|
Определить отклонение фактической структуры кадров от плановой (по каждой категории работников) и изменение производительности труда при условии, что объем выпуска не изменяется.
Методические указания
Структура персонала - это процентное соотношение различных категорий работающих в общей численности персонала предприятия.
Чтобы проанализировать изменение в структуре кадров на предприятии, необходимо определить удельный вес каждой категории персонала в общей численности, которую принимают за 100%.
Расчеты производятся по плану и фактически, затем определяются отклонения по удельному весу, по которым делаются выводы об изменении структуры персонала и наметившихся тенденциях. При определении удельного веса общая численность персонала принимается за 100% и по плану, и фактически. Результаты расчетов заносят в табл. 3.
Таблица 3 - Отклонение фактической структуры кадров от плановой
Категории персонала | Численность, чел. | Структура персонала (уд. вес, %) | Отклонение по уд. весу, % | |||
план | факт | отклонение | план | факт | ||
+/- | ||||||
Рабочие | ||||||
Специалисты | ||||||
Служащие | ||||||
Руководители | ||||||
Всего |
Изменение производительности (ПТ) определяется ее индексом (Iпт), который представляет собой соотношение фактической и плановой производительности труда:
Производительность измеряется выработкой и трудоемкостью. В данной задаче можно использовать лишь выработку на одного работающего. Она равна отношению объема выпуска (V) продукции к численности работающих (Ч):
Так как по условию задачи объем выпуска не изменяется, то, сделав определенные преобразования, получим:
Задача 2
Перечень функций службы управления персоналом составлен в свободной последовательности без соблюдения логической взаимосвязи между функциями:
1. обеспечение потребности в персонале;
2. использование персонала;
3. анализ маркетинговой информации;
4. определение потребности в персонале;
5. производственная социализация персонала;
6. мотивация трудовой деятельности;
7. управление карьерой персонала;
8. высвобождение персонала;
9. определение содержания и процесса мотивации;
10.деловая оценка персонала;
11.использование денежных и неденежных побудительных развитие персонала; организация обучения персонала;
12.развитие персонала;
13.организация обучения персонала.
Рис.1. Состав подсистемы управления персоналом организации
Задание:
Расставить перечисленные функции управления персоналом в логической последовательности, сгруппировав их в отдельные функциональные подсистемы.
Методические указания
Функции управления персоналом реализуются в системе управления персоналом, которая включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (рис. 1).
Данная структура системы управления персоналом организации может быть использована для группировки отдельных функций в подсистемы.
ВАРИАНТ 3