Впервые о приватизации на уровне нормативного регулирования было заявлено в основах законодательства СССР об аренде (1989 года), где речь шла не о приватизации, а о "разгосударствлении". Разгосударствление предполагало выкуп арендованного имущества хозяйствующими субъектами.
Далее был принят закон СССР об основах разгосударствления и приватизации предприятий (1991 года), однако этот закон так и не успел поработать (СССР развалился).
Что касается серьезного концептуального регулирования приватизации в РФ, то оно началось в 1991 году. С тех пор в стране действовало три базовых закона о приватизации:
· 1991 год — Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ";
· июль 1997 года — ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ";
· 2001 год — ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
На первых двух этапах законы действовали достаточно прямолинейно без учета интересов большинства граждан РФ. Приватизация подразделяется на приватизацию имущества и особую приватизацию жилищного фонда (особый институт, особый закон; см. Жилищное право).
|
|
В систему нормативного регулирования приватизации также входят отдельные положения других нормативных актов (например, ГК РФ, ЗК РФ). Однако законы о приватизации является основными, базовыми и единственными в части установленной процедуры и порядка передачи государственного и муниципального имущества в собственность частных лиц.
Также имеется ряд подзаконных нормативных актов на уровне Правительства РФ ("бурление" этого источника закончилось). Кроме того, и практика правопримения благодаря ВАС РФ установилась достаточно прочно (пересечений с ВС РФ и не было).
Приватизацию в РФ осуществляют специальные органы, во главе которых находится Правительство РФ, которое и осуществляет единую государственную политику. На Правительство РФ возложены функции по представлению Президенту РФ перечня стратегических предприятий, которые могут быть приватизированы, перечень АО стратегического плана, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности; по представлению в ГД РФ отчет о приватизации за прошедший год; по изданию нормативных актов, регламентирующих приватизационные процессы; по контролю за приватизационным процессом.
Оперативное руководство приватизацией осуществляет государственный орган, находящийся в ведении МинЭкономРазвития — ФАУФИ (РосИмущетсво). ФАУФИ наделено полномочиями собственника (в том числе правами акционера), если соответствующее имущество и соответствующие полномочия не переданы иному ведомству.
Покупателем государственного и муниципального имущества могут быть: юридическое лицо в имуществе которого доля участия государства не превышает 30%, граждане, ИП.